Жестокое обращение с детьми в семье

Просто о сложном на тему: Жестокое обращение с детьми в семье с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Жестокое обращение с детьми в семье 64

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Жестокое обращение с детьми в семье 105

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

[1]

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Жестокое обращение с детьми в семье 128

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

[2]

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Читайте так же:  Как записаться к врачу на госуслугах?

Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

 Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.   Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2.   Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.   Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

4.   Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.   Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

6.   Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.   Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9.    Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.  Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      

12.  Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13.  Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна

14.  Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                                        

15.  Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16.  Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17.  Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

— длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Читайте так же:  Индексация цен

Психологическое насилие

— длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребенка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• на него кричат;

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

2. Использование силы общественных институтов:

• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

3. Использование изоляции:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство;

• используют обидные прозвища;

• используют его в качестве доверенного лица;

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

• ребенка стыдят;

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение);

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

  Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Автор Кирилл Карпенко

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних. Жестокое обращение с ребёнком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля).

Выделяют 4 типа:

  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Психологическое (психическое) насилие.
  • Пренебрежение нуждами.

Физическое насилие

Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.

Формы физического насилия: избиение; пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки; порка; нанесение травм, ожогов; вырывание волос; фиксация в неудобной позе; укусы; изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.); преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды); грубое нарушение режима дня; обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос); сильное встряхивание грудных детей.

Читайте так же:  Заявление на отгул за свой счет

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия:  половой акт; телесный контакт с половыми органами ребенка; введение различных предметов во влагалище или анус ребенка; мастурбация; демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку; демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку; совершение полового акта в присутствии ребенка; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур; принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц; игры сексуального характера; изготовление порнографических изображений ребенка; подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка; разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка; детская проституция; детский сексуальный туризм; детская порнография; трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Психологическое насилие

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Формы психологического насилия: отвержение, игнорирование, открытая неприязнь, холодность, отказ в общении, унижение, высмеивание, запугивание, оставление в опасности или незнакомом месте, изоляция.

Отвержение – слова и действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Пренебрежение нуждами

Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Формы пренебрежения нуждами: оставление ребенка без присмотра; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий; приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка; отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды; несоответствие одежды ребенка погодным условиям; непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок; неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке; опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.; отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Читайте так же:  Установление отцовства

По научным данным на 2016 год, более 78 % детей в России сталкиваются с жестоким обращением в той или иной форме.

Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

Первой причиной жестокого обращения с детьми является личность насильника. Известно, что многие взрослые, проявляющие жестокость к детям, сами в детстве подвергались насилию со стороны своих родителей. Вероятно, они просто перенимают этот стиль воспитания и полагают, что это нормальный, правильный и единственный подход к детям. Очевидно, что именно личностные особенности Елены Спаховой побудили её проявить жестокое обращение с младенцем Егором, которого она похитила. Никаких других причин сделать это не было.

Вторая причина относится к личности ребёнка. Риск жестокого обращения выше у ребёнка с различными дефектами и отклонениями. Родителей может раздражать, что ребёнок плачет, не может ухаживать за собой, требует много внимания и времени. Чрезмерно обидчивые дети также подвергаются высокому риску насилия.

Третьей причиной являются принятые в обществе нормы, писаные и неписаные, в отношение насилия, в том числе в отношении детей. Факторами, повышающими риск жестокого обращения с детьми, являются бедность, безработица. Хотя насилие над детьми встречается во всех слоях общества.

Отношение к жестокому обращению с ребёнком в российском обществе

По данным статистики в России в два раза меньше случаев жестокого обращения с детьми, чем в США. Но по данным той же статистики в России в два раза больше детей погибают от жестокого обращения!
О чём говорят эти цифры? Вероятно, о том, что в России в два раза больше детей страдают от жестокого обращения, но факты жестокого обращения фиксируются в четыре раза реже.

Я не один год проработал в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и могу свидетельствовать, что должностные лица очень неохотно работают с фактами жестокого обращения с детьми.

В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть.

Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности, психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями.

Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими.

В одном исследовании учёным удалось выяснить, как дошкольники воспринимают жестокое обращение.

1. Существует шесть основных видов поведения, которые дети 5–7 лет считают насилием: убийство, рукоприкладство (побои), изнасилование, моральное подавление, унижение, принуждение. Наиболее распространено представление о насилии как физическом воздействии: убийстве и рукоприкладстве.

2. Дети, не имеющие опыта домашнего насилия, воспринимают последнее как абстрактное преступное деяние (убийство, рукоприкладство, изнасилование): «Бандит стреляет в другого бандита, тот падает и умирает насовсем»; «Взрослые мальчики больно дерутся на улице руками и ногами – прямо кровь может с человека капать» или «Дядя тёте делает больно, и она горько так плачет».

Читайте так же:  Защита прав ребенка кратко

3. Дети, пережившие опыт жертвы насилия в семье, воспринимают его как конкретную форму физического принуждения (побои), сочетающегося с моральным подавлением личности: «Папа, когда злится, бьет меня и маму»; «Мама, когда у неё плохое настроение, злобно говорит, что лучше бы меня, такой бестолковой, не было».

4. Главной причиной, по которой люди подвергаются семейному насилию, дети считают провоцирующее поведение жертвы при нарушении последней принятых в семье норм и правил. Само насилие дети воспринимают как эффективное средство «исправления» поведения или личности жертвы.

5. В процессе семейного воспитания с репрессивными элементами у детей нередко возникает положительный образ человека, прибегающего к насилию, которое, по их мнению, направлено на исправление их нежелательного поведения. Таким образом, у части детей может формироваться положительное восприятие насильственных действий как вынужденного средства адаптации к неприятным ситуациям взаимодействия ребенка с близкими: «Я плохая, поэтому папа и мама меня иногда бьют».

5. Дети с опытом жертвы семейного насилия сами приблизительно в три раза чаще по сравнению с детьми без такового используют физическое принуждение в отношениях со сверстниками. При этом первая группа ребят не просто воспроизводит пережитые в личном опыте семейной жизни формы насилия, а осознанно выбирает виды насилия по отношению к другим в зависимости от содержательного контекста ситуации и целей своего поведения.

Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.

Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально-психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения, управления своими эмоциями, отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому самостоятельно с помощью книг:

  • Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?;
  • Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?;
  • Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей;
  • Корчак Я. Как любить ребенка;
  • Мазлиш Э., Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили;
  • Петрановская Л. Если с ребенком трудно;
  • Соловейчик С. Л. Непрописные истины воспитания.
  1. 2:37 (Мурали К. Таллури, 2006).
  2. История Антуана Фишера / Antwone Fisher (Дензел Вашингтон, 2002).
  3. Класс / Klass (Ильмар Рааг / Ilmar Raag, 2007).
  4. Миллионер из трущоб / Slumdog Millionaire (Дэнни Бойл, Лавлин Тандан, 2008).
  5. Писатели свободы / Freedom Writers (Ричард ЛаГравенес, 2006).
  6. Чучело (Ролан Быков, 1984).
  1. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2.
  2. Крайг Г. Психология развития.
  3. Кузьмина З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения. – СПб: Врачи детям, 2010.
  4. Луковцева З.В., Кулажина Д.Р. Актуальные проблемы профилактики жестокого обращения с детьми // Психология и право. — 2013. — № 3.
  5. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Восприятие детьми семейного насилия // Психология и право. — 2013. — № 1.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  2. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
Жестокое обращение с детьми в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here