Особая роль международного права

Просто о сложном на тему: Особая роль международного права с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Следующая >>

С. Ланцов. Политическая конфликтология: Учебное пособие. — СПб.: Питер. —2008 —

Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом межлунаролного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

Существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

К первичным субъектам международного права относятся государства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета. Государства признаются носителями международно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает возможность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты международного права, имеющие решающие средства воздействия на международные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.

Производными (несуверенными) субъектами международного права считаются межправительственные организации, создаваемые первичными субъектами международного права. Учреждая таковые, государства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые регламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемыми государствами-участниками.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования, например вольный город и город- государство. Вольный город — это самостоятельное территориальнополитическое образование с правовым режимом, установленным договором и гарантированным государствами или международными организациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — город-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписывает международные договоры.

Государство как основной субъект международного права характеризуют три элемента: население, территория и суверенная власть.

Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это международно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В классическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.

Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся: ?

право на независимость и свободное осуществление своих законных прав; ?

право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов; ?

равноправие с другими государствами; ?

право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения. В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.

Основной признак любого государства — его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государствами. Международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не какие-либо государственные органы или отдельных лиц, а государство в целом. Все значимые международно-правовые действия, совершенные уполномоченными официальными лицами, считаются совершенными от имени государства. Государства как носители суверенитета равны между собой юридически. Соответственно каждое из них обладает в международных отношениях одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с его возникновением и исчезновением.

Главная функция международного права заключается в регулировании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. В международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание международного правопорядка с помощью созданных ими международно-правовых институтов. Международное право выполняет следующие функции: ?

регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимоотношений государств; ?

обеспечительную, потому что побуждает государства следовать определенным правилам поведения; ?

охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.

Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древнем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовершенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое море; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последователей положили начало формированию международного права как самостоятельной области науки.

После революций XVII-XVIII вв. началось формирование качественно иных международных отношений и соответствующего им международного права. В международные отношения пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.

По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межгосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования международного права продвигается вперед благодаря активному международному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве существуют и трудности, мешающие выработке новых норм международного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.

Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.

Название

Международное право

Традиционно в качестве источника международного права выделяется доктрина. Дореволюционные исследователи констатировали: источником международного права может быть сама наука международного права; прежде всего, она может разъяснить, истолковать спорные места в применении разных норм права. Затем наука обрабатывает и очищает от ненужных примесей обычаи и вообще влияет на правосознание цивилизованного человечества, внушая ему те или иные мысли можно сказать, просветляя его.

Доктрина сыграла существенную роль в признании за международным правом юридической силы. Особую роль в становлении международного права в целом играют труды видных и авторитетных юристов. Еще в далеком прошлом (VI в. н. э.) в Древнем Риме Дигесты Юстиниана представляли собой важную правовую доктрину. Именно в теоретических трудах правоведов впервые была высказана сама идея международного права. Это было сделано Гуго Гроцием, Эммер де Ваттелем и др. Долгое время для международного права роль нормативного факта выполняли изречения Гроция, Ваттеля, Литтлетона, Бартола, Оппенгейма и др.

Здесь доктрина играла особую роль, как в обосновании самой идеи такого права, так и в его развитии.

Доминирующим направлением в доктрине стало смешанное, сочетающее естественно-правовой подход с позитивно-правовым. В силу того что в практике государств нормы права утверждались с трудом, в доктрине получила развитие тенденция выдавать желаемое за действительное. По этой причине доктрина зачастую опережает нормы, практику.

Поскольку теория опережала практику в формулировании международных норм, необходимых для регулирования межгосударственных отношений, постольку в литературе получили распространение взгляды о прямом участии теории в правотворческом процессе. В середине XIX в. швейцарский юрист И. Блюнчли утверждал: «Если в настоящее время Уитон и Филлимор, Вильден и Кент, Гефтер и Оппенгейм согласны между собой относительно известного теоретического положения, мы, естественно, склонны признать его за начало современного международного права даже тогда, когда оно не подтверждается трактатами и приложение его на практике еще сомнительно».

Именно по этой причине доктрина выступает несменным источником международного права.

Исходя из данного нами понятия доктрины, доктрину международного права можно определить как систему взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях .

В настоящее время также нельзя недооценивать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в международные судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.

В конкретных судебных решениях суды ссылаются на доктринальные определения, понятия, категории, классификации. Так, например, в Решении Экономического Суда СНГ от 15 января 2002 г. №01-1/3-2001 суд сослался на доктрину, положив доктринальное знание в основу решения: «Национальное законодательство не определяет, что понимается под местом постоянного жительства. В доктрине международного частного права под ним понимается «место средоточия жизненных связей лица, центр его существования». Следовательно, является ли место жительства супруга в государстве, гражданином которого он не является, местом его постоянного жительства, решается судом на основе выяснения всех обстоятельств, характеризующих его, как место «средоточения его жизненных связей» (проживание совместно с ним детей, постоянная работа, длительность проживания, наличие вида на жительство и т. д.)».

При определении места доктрины среди иных источников права необходимо сослаться на положения статьи 38 Статута Международного суда ООН, согласно которой «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву различных наций» наряду с судебными решениями применяются Судом «в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Читайте так же:  Индексация маткапитала

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Дуалистическая и монистическая теории. Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Монизмпредставлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные п р и н -ц и п ы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. К ним относятся:

– запрещения применения силы и угрозы силой;

– мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;

– территориальной целостности государств;

– всеобщего и полного разоружения;

– уважения государственного суверенитета;

– невмешательства во внутренние дела государств;

– добросовестного выполнения международных обязательств;

– суверенного равенства государств;

– сотрудничества;

– равенства и самоопределения народов и наций;

– уважения прав и основных свобод человека;

– защиты окружающей среды;

– ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются н о р м ы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

— по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

И м п е р а т и в н ы е нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Д и с п о з и т и в н ы е — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит м н о г о с т о р о н — н и е нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

У н и в е р с а л ь н ы е нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Л о к а л ь н ы е нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

О т р а с л и международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

И н с т и т у т международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения ( так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

Читайте так же:  Как узнать подала ли жена на развод?

П р е д м е т о м правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А м е т о д о м правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный д о г о в о р – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный о б ы ч а й – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

договорный процесс идет быстрее; согласование воль государств носит ярко выраженный характер;

договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.

Эти аспекты слабее представлены в обычном процессе создания норм.

Доктрина международного права долгое время признавала, что все договоры между воюющими расторгаются войной ( так наз. Со времени победы буржуазных революций правящие классы капиталистических стран, заинтересованные в устойчивости торговых и правовых отношений, стали выдвигать в судебной практике и в дипл.

Англосаксонская доктрина международного права интерпретирует Д.с. как соглашения, не создающие прямых юридических обязательств для сторон и связывающие их лишь морально. Однако международное право не требует для международных договоров и соглашений обязательно письменной формы. Заключение соглашения в устной форме не лишает юридического значения обязательства, налагаемые на его участников.

САМОЗАЩИТА — вдоктрине международного права нередко толкуется как термин, отличающийся от содержащегося в Уставе ООН термина самооборона и означающий в таком случае лишь ответные действия государства, предпринимаемые им для восстановления своей политической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нарушенных др. государством в результате действий, противоречащих принципу запрещения применения силы и угрозы силой, но не составляющих вооруженного нападения.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОДЫ — вдоктрине международного права и в практике государств признается, что при определенных обстоятельствах государства могут по историческим основаниям иметь право на некоторые воды, примыкающие к их побережью, как на И.в. На И. Основания для объявления вод историческими следующие: осуществление власти государства над этими водами, осуществление такой власти в течение длительного времени, географическое положение вод и их конфигурация, экономическое и оборонное значение этих вод для государства.

Исследования специалистов по международному праву (доктрина международного права) могут являться вспомогательным средством для определения норм международного права, особенно если учесть трудность сопоставления и толкования И. Поэтому в официальных заявлениях государств нередко делаются ссылки на известные курсы и монографии по международному праву.

В целом это утверждение отражает точку зрения, характерную длясовременной доктрины международного права, а именно, что юрисдикция, основанная на территориальном суверенитете государства, включает в себя также и обязанность не допускать использования своей территории таким образом, который нарушает юридические права и прочие интересы других государств.

АНКЛАВЫ ОТКРЫТОГО МОРЯ — части морских пространств, удаленные более чем на 200 морских миль от побережья и полностью окруженные экономической зоной одного или нескольких государств. Вместе с тем существование такого понятия признается вдоктрине международного права.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других международных договорах А.о.м. как специальный термин не используется. Вместе с тем существование такого понятия признается вдоктрине международного права.

Кроме того, внутренними считаются т.н. исторические воды, перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов ( независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке ( ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде ( пятьдесят миль) и др.Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Проведение подобного рода мероприятий гарантирует осуществление прав И. СССР является сторонником включения в международные соглашения о правах И. Для позиции империалистических стран характерно противодействие включению таких конкретных обязательств. Империалистические страны, и прежде всего колониальные державы, стремятся придать формально-юридический характер положениям соглашений о правах И. Наряду с этим империалистические государства пытаются использовать их для оправдания своего вмешательства во внутренние дела др. стран под предлогом защиты прав И. Эти реакционные устремленияанглоамериканская доктрина международного права пытается обосновать при помощи так наз. Согласно этой теории И.

Возникновение и развитие науки международного права в России.

Труды русских ученых заняли заметное место в общемировой литературе международного права. Профессор Ф.И. Кожевников, специально исследовавший этот вопрос, отмечал: «Русская литература по международному праву по богатству своих идей, по глубине научного анализа, по широте охвата политико-правового материала, по своей прогрессивности, по силе научного предвидения, по своей гуманности, наконец, по изяществу своей литературной формы не только не уступает лучшим западноевропейским образцам в этой области права, но в ряде отношений положительно превосходит их».

К XVIII в. относится возникновение первых отечественных концепций международного права, которые либо принимают и перерабатывают постулаты западной естественно-правовой теории, либо критикуют их. Первыми такими работами были труды Золотницкого «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества» (Москва, 1764 г.) и Н. Безобразова «Исследование начал внешнего государственного права» (СПб., 1838 г.). Значительный вклад в формирование отечественной доктрины международного права внес трактат В.Ф.Малиновского «Рассуждения о войне и мире» (1803 г.).

Особенно плодотворным периодом для отечественной науки стали середина XIX в. — начало XIX в. В 1866 г. появляется первый русский «Курс международного права» профессора Харьковского университета Д.И.Каченовского, затем выходят курсы М.Н.Капустина, Л.А.Камаровского, П.Е.Казанского, И.А.Ивановского, Н.М.Коркунова. В 1882-83 гг. вышел первый в России фундаментальный академический 2-томный курс профессора Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов». Этот курс привлек внимание ученых всего мира новыми оригинальными взглядами на многие аспекты международного права и стал одним из лучших курсов в мировой литературе. За 20 лет он выдержал пять изданий и был переведен на ряд иностранных языков. Мартенс издал также с очень обширными научными комментариями 15-томное “Собрание трактатов, заключенных Россией с иностранными государствами”. Широкой известностью пользовалась учебные курсы и специальные труды профессора Московского университета Л.А. Камаровского.

Читайте так же:  Отпуск за ненормированный рабочий день

Выходят многочисленные специальные работы по различным разделам международного права (истории и теории международного права, договорам, дипломатической и консульской службе, территории, международным союзам, морскому праву, праву войны и др.). Все они были научно систематизированы и описаны В.Э. Грабарем (1865—1956) в его колоссальном по объему информации труде «Материалы по истории литературы международного права в России».

Велика роль российских ученых в создании и кодификации норм и институтов, действующих и в современном международном праве. Такие видные представители Санкт-Петербургской школы международного права, как Ф.Ф. Мартенс, М.А. Таубе, Б.Э. Нольде, В.М. Гессен, А.Н. Мандельштам, принимали самое активное, порой решающее, участие в подготовке и проведении важных международных конференций (Петербургской конференции 1868 г., Брюссельской 1874 г., Гаагских 1899 и 1907 гг., Лондонской 1908 — 1909 гг.) и внесли существенный вклад в закрепление на них многих важных положений международного права.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 4131;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Международное право – это область права, регулирующая различные политические, экономические и иные отношения между государствами, а также некоторыми другими образованиями, участвующими в международных отношениях. Оно является не только особой системой права существенным образом отличающейся от всех других отраслей внутригосударственного права. Международное право представляет собой систему договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств.

Соблюдение международного права обеспечивается как индивидуальными, так и коллективными мерами государств в пределах и формах, установленных международным правом.

Определение права распространяется и на международное право, с тем исключением, что каждый из элементов определения имеет в международном праве свою специфику. Так, например, международному праву присущи традиционные признаки права: явление государственно-волевого характера; юридические нормы регулируют определенные общественные отношения; принуждение обеспечивает соблюдение международно-правовых норм.

Вместе с тем, для международного права характерны некоторые специфические черты.

Предмет регулирования. Несмотря на то, что международное право генетически и по существу связано с государством, оно не является как правом отдельного государства, так и правом надгосударственным. Оно является правом межгосударственным, устанавливающим и обеспечивающим взаимное общение государств. Данное общение затрагивает, как правило, политические, экономические и другие отношения между государствами, которые различны по своей классовой природе, политическому характеру, внутреннему устройству, составу территории, количеству населения. Необходимо отметить, что следует различать предмет международного права от объекта международно-правового отношения. Объект международно-правового отношения – это все то, по поводу чего субъекты права вступают в правоотношения между собой на основе общепризнанных принципов и норм международного общения. Различают три вида объектов: территория, действия, воздержание от действий. К примеру, территория как объект выступает очень часто, особенно в вопросах военного характера. Действия являются объектом в различных правоотношениях между государствами – вопросы мира, осознания взаимопомощи. Вопросы нейтралитета, законы и обычаи ведения войны являются объектами, относящихся к последнему виду объектов. Объект международного права не должен противоречить принципам и нормам международного права.

По мере расширения сфер международного сотрудничества расширяется и круг объектов. Например, такие современные направления как право спутниковой связи, использование атомной энергии в мирных целях, статус внутриконтинентальных государств создают новую систему объектов.

Международное право отличается от внутригосударственного права также по способу обеспечения правовых норм. Кроме согласования воль субъектов права, международное право применяет и принуждение. Последнее носит как индивидуальный, так и коллективный характер.

Нормы международного права складываются не иначе, как в процессе соглашения между государствами. Иными словами, международное право в отличие от всех других отраслей и систем права имеет «согласительный характер». Этой краткой формулировкой может быть более или менее адекватно выражена основная специфика международного права.

Во всех отраслях внутригосударственного права субъектами, т.е. носителями прав и обязанностей являются физические и юридические лица, то в международном праве к субъектам относятся две группы.

I группа – основные субъекты.

а) суверенные государства.

б) нации и народы, борющиеся за свою независимость.

II группа -вторичные субъекты

в) международные организации.

г) государственно-подобные образования.

В последние годы развития международного права теория международно-правовой субъективности индивида получила широкое признание.
Существенной особенностью является способ образования норм международного права. Внутригосударственное право создается специальными органами государства и возвышается над непосредственными субъектами национального права.

Процесс нормообразования в международном праве иной. В основе данного процесса – теория согласования воль государств как способа создания норм международного права. Эта теория, весьма полно развитая в трудах корифея международного права Г.И. Тункина, является фундаментальной в теории и практике.

Согласно этой теории, нормы международного права – договорные или обычные создаются на основе согласования между государствами, которое возникает в результате согласования их воль. Нормы международного права создаются путем согласования воль двух, нескольких или многих государств. Что выражает собой такое соглашение? В отличие от являющейся основанием действительной силы норм внутригосударственного права – воли – как воля государства, стоящая над индивидами; соглашение, являющееся основанием действительной силы норм международного права, есть результат согласования воль двух, нескольких или многих государств. Это юридический аспект.

Для международного права характерна и особая система основных принципов как наиболее важных и общих правил поведения участников международного общения.

Основные принципы международного права выражают важнейшие закономерности современной системы международных отношений и международного права. Для системы принципов характерно:

1.Универсальность.

2.Общепризнанность.

3.Общеобязательность

4.Стабильность.

Это предопределяет место последних в системе международного права, особенности их формирования. Основные принципы оформляются в правовую форму, если «императивная норма общего международного права является нормой, принимается и признается международным сообществом государств в целом…»Устав ООН, в ст.2 определяет основные принципы и меры их обеспечения. Кроме того, содержание основных принципов раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 г. В 1975 г. Хельсинское Совещание развивает содержание основных принципов в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Конкретное воплощение основных принципов имеется в договорной практике государств. К примеру, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля1994 г., Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки от 14 февраля 1994 г.; Декларация об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Королевством Испании от 23 марта 1994 г.

В системе принципов принцип мирного сосуществования носит, на наш взгляд, обобщающий характер. К принципам, характеризующим основы поддержания мира и международной безопасности, относятся: принцип территориальной целостности; принцип запрещения применения силы и угрозой силой, мирного разрешения возникших международных споров; принцип нерушимости границ.

Принцип международного сотрудничества характеризуется, во-первых, суверенным равенством государств; во-вторых, невмешательством во внутренние дела; в-третьих, – сотрудничеством государств в различных сферах; в-четвертых, – уважением государственного суверенитета; в-пятых, — добросовестным выполнением взятых на себя обязательств.

Для определения механизма защиты прав человека, важны такие принципы как принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип самоопределения народов и наций.

Определяя специфические черты международного публичного права необходимо отдельно остановиться на системе источников, субъектном составе международного публичного права, особенностях института ответственности.

Эти вопросы рассматриваются в отдельных главах курса лекций.

Таким образом, международному праву присущи все основные признаки права такие как: 1. Право — это государственно-волевое явление; 2. система юридических норм, регулирующих общественные отношения; 3. применение государственного принуждения для соблюдения стандарта поведения.

Однако международное право имеет специфичные черты, которые позволяют отнести международное право к особой системе права.

К этим особенностям относятся

1. предмет регулирования.

2. особый субъективный состав, а именно, наличие суверенных государств.

3. особая система источников как результат процесса нормообразования в международном праве.

4. отсутствие системы законодательных, исполнительных и судебных органов.

5. институт ответственности.

Международное публичное право – это система юридических норм, создаваемая субъектами права путем согласования их воль, признаваемых в качестве юридически обязательных и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением.

1.3. Функционирование международного права в современной действительности.

Функционирование международного права – это постоянное взаимодействие между системой международного права и средой, т.е. компонентами международной системы. Такой подход позволяет способствовать дальнейшему признанию роли международного права, прогнозированию его развития, повышению его действенности как средства укрепления мира и международного сотрудничества. Вместе с тем, функционирование это процесс реализации функций международного права.

Международное право на разных этапах развития человеческого общества играло различную роль. Ф. Лист, один из известных юристов-международников отметил, что международное право часто затаптывалось ногами. Но вместе с тем, государства, другие субъекты международного права признавали обязательную силу норм международного публичного права.

Главные функции международного права проявляются в его взаимодействии с основными участниками межгосударственных отношений. При этом субъекты правоотношений используют различные средства.

Для функционирования международного права актуален вопрос, с одной стороны о соотношении международного права и внешней политики, а с другой – вопрос о соотношении международного права и дипломатии. Необходимо отметить, что в монографических трудах по международному публичному праву широко дискутировался данный вопрос. Рассматриваемая проблема является частью общего вопроса о соотношении права и политики. Внешняя политика имеет свою специфику по сравнению с внутренней политикой. Вместе с тем, внешняя и внутренняя политика направляются и контролируются одними и теми же высшими органами государства. Определение, данное в «Дипломатическом словаре», в отношении дипломатии следующее: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите прав и интересов государства за границей». Дипломатия является средством внешней политики. Бесспорно, что наряду с дипломатией такими средствами являются экономические, культурные, военные и другие внешние связи.

Читайте так же:  Командировка во время отпуска

Для функционирования международного публичного права актуально следующее:

во-первых, международное право, обязывая государства следовать общепризнанным нормам и принципам, ограничивает их внешнюю политику и дипломатию;

во-вторых, вместе с тем, международное право имеет основания для развития внешней политики и дипломатии;

в-третьих, международное право регламентирует деятельность органов, участвующих во внешней политике и дипломатических отношениях.

К примеру, международное публичное право в своей системе изучает отрасль дипломатическое и консульское право. Имеется достаточная нормативная база как международного, так и внутригосударственного характера – Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г., Закон Республики Казахстан «О дипломатической службе» 2002 г. Содержанием данной отрасли являются изучение специфики органов внешних сношений, правовые вопросы и последствия агремана, вручения верительной и отзывной грамот, правовой статус дипломатического представительства и т.д. При изучении права безопасности международное право основывается на главных элементах внешней политики государства, например, при определении коллективной, региональной безопасности; для обеспечения международно-правовых средств, международной безопасности.

В современных условиях объединяются усилия государств в развитии взаимовыгодного сотрудничества. Применение общепризнанных международно-правовых принципов и норм становится универсальным явлением. Для привлечения внимания международного сообщества к вопросу примата права в международных отношениях Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 1990-1999 годов Десятилетием международного права согласно резолюциям ГА ООН 44/23 от 17 ноября 1989 г., 45/40 от 28 ноября 1990 г.

Главными целями Десятилетия являются:

а). содействие принятию и уважению принципов международного права;

б). содействие средствам и методам мирного разрешения споров между государствами, включая обращение в Международный Суд и полное уважение к нему;

в). поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации;

г). поощрение преподавания, изучения, распространения и более широкого признания международного права.

В качестве мероприятий по Десятилетию международного права рекомендовалось следующее:

Оказание поддержки академическим и профессиональным учреждениям, где исследуется и преподается международное право.

Поощрение об учебных заведений к включению курсов по международному праву для студентов; возможность включения международно-правовых тем в учебные планы школ на начальном и среднем уровнях.

Разработка типовых учебных планов, подготовка материалов для курсов по международному праву, составление учебников.

Поощрение сотрудничества между развивающимися странами, а также между развитыми и развивающимися странами.

Значение данных резолюций не только в том, что впервые в мировой практике выделяется временный период, посвященный полностью международному праву. В данное десятилетие отмечаются такие важные даты как 50 летие принятия Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), 50-летие подписания Устава ООН (1945 г.), 25-летняя годовщина принятия Декларации об основных принципах международного права (1974 г.), 50-летие Женевских Конвенций по гуманитарному праву (1949 г.).

Наряду с позитивными моментами функционирования международного публичного права необходимо оговорить те направления международного сотрудничества, которые требуют безотлагательных мер от субъектов международного сообщества.

Это, прежде всего, вопросы разоружения, в частности — ядерного; проблемы экоцида — срочная защита окружающей среды; вопросы международного уголовного права; кодификация института ответственности; проблемы борьбы с наркобизнесом; международно-правовые вопросы защиты прав человека. Данный перечень направлений развития международного права не является исчерпывающим.

8 сентября 2000 года Организация Объединенных Наций принимает Декларацию тысячелетия, утвержденную резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеей. В ней обозначаются те ценности и принципы, которыми руководствуется прогрессивное человечество. В частности, международное сообщество подтверждает свое обязательство по выполнению основных принципов международного права. Кроме того, члены универсальной международной организации относят к фундаментальным ценностям ХХI века свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием. Международное сообщество считает, что главной задачей на современном этапе является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Декларация тысячелетия обозначила конкретные действия, определила ключевые цели, которым придается особо важное значение. К ним относятся: мир, безопасность и разоружение; вопросы развития и искоренения нищеты; охрана окружающей среды; права человека, демократия и благое управление; вопросы защиты уязвимых; удовлетворение особых потребностей Африки. Международное сообщество приложит все усилия к тому, чтобы Организация Объединенных Наций стала эффективным инструментом для решения всех первоочередных задач.

Международное право – это область права, регулирующая различные политические, экономические и иные отношения между государствами, а также некоторыми другими образованиями, участвующими в международных отношениях. Оно является не только особой системой права существенным образом отличающейся от всех других отраслей внутригосударственного права. Международное право представляет собой систему договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств.

Соблюдение международного права обеспечивается как индивидуальными, так и коллективными мерами государств в пределах и формах, установленных международным правом.

Определение права распространяется и на международное право, с тем исключением, что каждый из элементов определения имеет в международном праве свою специфику. Так, например, международному праву присущи традиционные признаки права: явление государственно-волевого характера; юридические нормы регулируют определенные общественные отношения; принуждение обеспечивает соблюдение международно-правовых норм.

Вместе с тем, для международного права характерны некоторые специфические черты.

Предмет регулирования. Несмотря на то, что международное право генетически и по существу связано с государством, оно не является как правом отдельного государства, так и правом надгосударственным. Оно является правом межгосударственным, устанавливающим и обеспечивающим взаимное общение государств. Данное общение затрагивает, как правило, политические, экономические и другие отношения между государствами, которые различны по своей классовой природе, политическому характеру, внутреннему устройству, составу территории, количеству населения. Необходимо отметить, что следует различать предмет международного права от объекта международно-правового отношения. Объект международно-правового отношения – это все то, по поводу чего субъекты права вступают в правоотношения между собой на основе общепризнанных принципов и норм международного общения. Различают три вида объектов: территория, действия, воздержание от действий. К примеру, территория как объект выступает очень часто, особенно в вопросах военного характера. Действия являются объектом в различных правоотношениях между государствами – вопросы мира, осознания взаимопомощи. Вопросы нейтралитета, законы и обычаи ведения войны являются объектами, относящихся к последнему виду объектов. Объект международного права не должен противоречить принципам и нормам международного права.

По мере расширения сфер международного сотрудничества расширяется и круг объектов. Например, такие современные направления как право спутниковой связи, использование атомной энергии в мирных целях, статус внутриконтинентальных государств создают новую систему объектов.

Международное право отличается от внутригосударственного права также по способу обеспечения правовых норм. Кроме согласования воль субъектов права, международное право применяет и принуждение. Последнее носит как индивидуальный, так и коллективный характер.

Нормы международного права складываются не иначе, как в процессе соглашения между государствами. Иными словами, международное право в отличие от всех других отраслей и систем права имеет «согласительный характер». Этой краткой формулировкой может быть более или менее адекватно выражена основная специфика международного права.

Во всех отраслях внутригосударственного права субъектами, т.е. носителями прав и обязанностей являются физические и юридические лица, то в международном праве к субъектам относятся две группы.

I группа – основные субъекты.

а) суверенные государства.

б) нации и народы, борющиеся за свою независимость.

II группа -вторичные субъекты

в) международные организации.

г) государственно-подобные образования.

В последние годы развития международного права теория международно-правовой субъективности индивида получила широкое признание.
Существенной особенностью является способ образования норм международного права. Внутригосударственное право создается специальными органами государства и возвышается над непосредственными субъектами национального права.

Процесс нормообразования в международном праве иной. В основе данного процесса – теория согласования воль государств как способа создания норм международного права. Эта теория, весьма полно развитая в трудах корифея международного права Г.И. Тункина, является фундаментальной в теории и практике.

Согласно этой теории, нормы международного права – договорные или обычные создаются на основе согласования между государствами, которое возникает в результате согласования их воль. Нормы международного права создаются путем согласования воль двух, нескольких или многих государств. Что выражает собой такое соглашение? В отличие от являющейся основанием действительной силы норм внутригосударственного права – воли – как воля государства, стоящая над индивидами; соглашение, являющееся основанием действительной силы норм международного права, есть результат согласования воль двух, нескольких или многих государств. Это юридический аспект.

Для международного права характерна и особая система основных принципов как наиболее важных и общих правил поведения участников международного общения.

Основные принципы международного права выражают важнейшие закономерности современной системы международных отношений и международного права. Для системы принципов характерно:

Читайте так же:  Маткапитал на покупку авто. Можно или нет

1.Универсальность.

2.Общепризнанность.

3.Общеобязательность

4.Стабильность.

Это предопределяет место последних в системе международного права, особенности их формирования. Основные принципы оформляются в правовую форму, если «императивная норма общего международного права является нормой, принимается и признается международным сообществом государств в целом…»Устав ООН, в ст.2 определяет основные принципы и меры их обеспечения. Кроме того, содержание основных принципов раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 г. В 1975 г. Хельсинское Совещание развивает содержание основных принципов в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Конкретное воплощение основных принципов имеется в договорной практике государств. К примеру, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля1994 г., Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки от 14 февраля 1994 г.; Декларация об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Королевством Испании от 23 марта 1994 г.

В системе принципов принцип мирного сосуществования носит, на наш взгляд, обобщающий характер. К принципам, характеризующим основы поддержания мира и международной безопасности, относятся: принцип территориальной целостности; принцип запрещения применения силы и угрозой силой, мирного разрешения возникших международных споров; принцип нерушимости границ.

Принцип международного сотрудничества характеризуется, во-первых, суверенным равенством государств; во-вторых, невмешательством во внутренние дела; в-третьих, – сотрудничеством государств в различных сферах; в-четвертых, – уважением государственного суверенитета; в-пятых, — добросовестным выполнением взятых на себя обязательств.

Для определения механизма защиты прав человека, важны такие принципы как принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип самоопределения народов и наций.

Определяя специфические черты международного публичного права необходимо отдельно остановиться на системе источников, субъектном составе международного публичного права, особенностях института ответственности.

Эти вопросы рассматриваются в отдельных главах курса лекций.

Таким образом, международному праву присущи все основные признаки права такие как: 1. Право — это государственно-волевое явление; 2. система юридических норм, регулирующих общественные отношения; 3. применение государственного принуждения для соблюдения стандарта поведения.

Однако международное право имеет специфичные черты, которые позволяют отнести международное право к особой системе права.

К этим особенностям относятся

1. предмет регулирования.

2. особый субъективный состав, а именно, наличие суверенных государств.

3. особая система источников как результат процесса нормообразования в международном праве.

4. отсутствие системы законодательных, исполнительных и судебных органов.

5. институт ответственности.

Международное публичное право – это система юридических норм, создаваемая субъектами права путем согласования их воль, признаваемых в качестве юридически обязательных и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением.

1.3. Функционирование международного права в современной действительности.

Функционирование международного права – это постоянное взаимодействие между системой международного права и средой, т.е. компонентами международной системы. Такой подход позволяет способствовать дальнейшему признанию роли международного права, прогнозированию его развития, повышению его действенности как средства укрепления мира и международного сотрудничества. Вместе с тем, функционирование это процесс реализации функций международного права.

Международное право на разных этапах развития человеческого общества играло различную роль. Ф. Лист, один из известных юристов-международников отметил, что международное право часто затаптывалось ногами. Но вместе с тем, государства, другие субъекты международного права признавали обязательную силу норм международного публичного права.

Главные функции международного права проявляются в его взаимодействии с основными участниками межгосударственных отношений. При этом субъекты правоотношений используют различные средства.

Для функционирования международного права актуален вопрос, с одной стороны о соотношении международного права и внешней политики, а с другой – вопрос о соотношении международного права и дипломатии. Необходимо отметить, что в монографических трудах по международному публичному праву широко дискутировался данный вопрос. Рассматриваемая проблема является частью общего вопроса о соотношении права и политики. Внешняя политика имеет свою специфику по сравнению с внутренней политикой. Вместе с тем, внешняя и внутренняя политика направляются и контролируются одними и теми же высшими органами государства. Определение, данное в «Дипломатическом словаре», в отношении дипломатии следующее: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите прав и интересов государства за границей». Дипломатия является средством внешней политики. Бесспорно, что наряду с дипломатией такими средствами являются экономические, культурные, военные и другие внешние связи.

Для функционирования международного публичного права актуально следующее:

во-первых, международное право, обязывая государства следовать общепризнанным нормам и принципам, ограничивает их внешнюю политику и дипломатию;

во-вторых, вместе с тем, международное право имеет основания для развития внешней политики и дипломатии;

в-третьих, международное право регламентирует деятельность органов, участвующих во внешней политике и дипломатических отношениях.

К примеру, международное публичное право в своей системе изучает отрасль дипломатическое и консульское право. Имеется достаточная нормативная база как международного, так и внутригосударственного характера – Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г., Закон Республики Казахстан «О дипломатической службе» 2002 г. Содержанием данной отрасли являются изучение специфики органов внешних сношений, правовые вопросы и последствия агремана, вручения верительной и отзывной грамот, правовой статус дипломатического представительства и т.д. При изучении права безопасности международное право основывается на главных элементах внешней политики государства, например, при определении коллективной, региональной безопасности; для обеспечения международно-правовых средств, международной безопасности.

В современных условиях объединяются усилия государств в развитии взаимовыгодного сотрудничества. Применение общепризнанных международно-правовых принципов и норм становится универсальным явлением. Для привлечения внимания международного сообщества к вопросу примата права в международных отношениях Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 1990-1999 годов Десятилетием международного права согласно резолюциям ГА ООН 44/23 от 17 ноября 1989 г., 45/40 от 28 ноября 1990 г.

Главными целями Десятилетия являются:

а). содействие принятию и уважению принципов международного права;

б). содействие средствам и методам мирного разрешения споров между государствами, включая обращение в Международный Суд и полное уважение к нему;

в). поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации;

г). поощрение преподавания, изучения, распространения и более широкого признания международного права.

В качестве мероприятий по Десятилетию международного права рекомендовалось следующее:

Оказание поддержки академическим и профессиональным учреждениям, где исследуется и преподается международное право.

Поощрение об учебных заведений к включению курсов по международному праву для студентов; возможность включения международно-правовых тем в учебные планы школ на начальном и среднем уровнях.

Разработка типовых учебных планов, подготовка материалов для курсов по международному праву, составление учебников.

Поощрение сотрудничества между развивающимися странами, а также между развитыми и развивающимися странами.

Значение данных резолюций не только в том, что впервые в мировой практике выделяется временный период, посвященный полностью международному праву. В данное десятилетие отмечаются такие важные даты как 50 летие принятия Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), 50-летие подписания Устава ООН (1945 г.), 25-летняя годовщина принятия Декларации об основных принципах международного права (1974 г.), 50-летие Женевских Конвенций по гуманитарному праву (1949 г.).

Наряду с позитивными моментами функционирования международного публичного права необходимо оговорить те направления международного сотрудничества, которые требуют безотлагательных мер от субъектов международного сообщества.

Это, прежде всего, вопросы разоружения, в частности — ядерного; проблемы экоцида — срочная защита окружающей среды; вопросы международного уголовного права; кодификация института ответственности; проблемы борьбы с наркобизнесом; международно-правовые вопросы защиты прав человека. Данный перечень направлений развития международного права не является исчерпывающим.

8 сентября 2000 года Организация Объединенных Наций принимает Декларацию тысячелетия, утвержденную резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеей. В ней обозначаются те ценности и принципы, которыми руководствуется прогрессивное человечество. В частности, международное сообщество подтверждает свое обязательство по выполнению основных принципов международного права. Кроме того, члены универсальной международной организации относят к фундаментальным ценностям ХХI века свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием. Международное сообщество считает, что главной задачей на современном этапе является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Декларация тысячелетия обозначила конкретные действия, определила ключевые цели, которым придается особо важное значение. К ним относятся: мир, безопасность и разоружение; вопросы развития и искоренения нищеты; охрана окружающей среды; права человека, демократия и благое управление; вопросы защиты уязвимых; удовлетворение особых потребностей Африки. Международное сообщество приложит все усилия к тому, чтобы Организация Объединенных Наций стала эффективным инструментом для решения всех первоочередных задач.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
Особая роль международного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here