Норматив утилизации для экологического сбора

Просто о сложном на тему: Норматив утилизации для экологического сбора с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Наименование группы товара

Ставка (руб. за 1 тонну)

Норма утилизации в % за 2018 год

Норма утилизации в % за 2019 год

Норма утилизации в % за 2020 год

Готовые изделия из текстиля (кроме одежды), а так же ковровые изделия 16 304

Специальная одежда, нательное белье и прочая одежда 11 791

Изделия деревянные строительные и столярные прочие

Тара деревянная 3 066

Бумага и картон (тара из гофрированного картона) 2 378

Бумажные пакеты , хозяйственные санитарно-гигиенические принадлежности (тарелки, стаканы, подносы, салфетки из бумаги, туалетная бумага) канцелярские принадлежности из бумаги (тетради, блокноты, альбомы) 2 378

Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона В разработке

Издательская продукция печатная

(журналы, рекламные буклеты, газеты и т.д.) 2 378

Нефтепродукты 3 431

Шины, покрышки,

камеры 7 109

Трубы, шланги, ленты конвеерные, бельтинг из вулканизированной резины В разработке

Резиновые изделия 8 965

Пластиковая тара (мешки, сумки, бутылки, коробки) 3 844

Строительный пластик (покрытия для пола, стен, потолка (линолеум, самоклеящиеся и не самоклеящиеся обои, клеенка, пленка из пластика), детали для ванны, санузла, баки, цистерны) 4 701

Дверные и оконные короба, жалюзи, ставни, пороги, рамы 4 701

Прочие изделия из пластика (перчатки, посуда, канцелярия и др.) 4 156

Листовое стекло (безопасное, упрочненное) 2 858

Зеркала 2 858

Изделия из стекла изолирующие многослойные (строительные блоки, панели, мозаика, витражи) В разработке

Полое стекло (бутылки, банки, посуда, пробки, крышки) 2 564

Тара из металла (консервные банки) 2 423

Тара из металла (бочки, банки, ящики) 2 423

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия В разработке

Компьютеры, оргтехника, бытовая техника, техника для коммуникаций, оптическое и фотографическое оборудование (вычислительные машины, звукопроводящая техника, принтеры, блоки, ксероксы и т.д.; видеокамеры, кинокамеры, фотоаппараты, телефоны, телевизоры, магнитофоны, радиоприемники и т.д.) 26 469

Элементы первичные и батареи первичных элементов В разработке

Аккумуляторы 2 025

Аккумуляторные батареи 33 476

Провода и кабели электронные и электрические прочие

В разработке

Электрические осветительные приборы, бытовые электрические приборы (холодильники, пылесосы, утюги, кухонные электроприборы), бытовые неэлектрические приборы (печи, каменки) 9 956

Ручные инструменты 26 469

П

ромышленное холодильное и вентиляционное оборудование

Фильтры для двигателей внутреннего сгорания В разработке

Упаковка металлическая из стали В разработке

Упаковка металлическая из алюминия В разработке

Упаковка полимерная В разработке

Упаковка из гофрированного картона В разработке

Упаковка из бумаги и негофрированного картона В разработке

Упаковка стеклянная В разработке

Упаковка деревянная и пробковая В разработке

Упаковка из текстильных материалов В разработке

Добрый день, уважаемые коллеги-экологи! Вот и настал момент, когда впервые необходимо сделать расчет экологического сбора и произвести оплату.

Ранее публиковалась заметка о том, что такое экологический сбор, какими НПА он регламентируется. Освежить память здесь.

Напомним, экологический сбор (ЭС) — это определенная плата за утилизацию, взимается с предприятий, производящих или импортирующих продукцию, которая включена в специальный утверждённый перечень товаров. Этот перечень утверждён Правительством Российской Федерации, имеет 36 групп товаров из 433 наименований. Товары эти должны подлежать утилизации. Контроль за правильностью расчёта и своевременностью оплаты экологического сбора возлагается на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Норматив утилизации для экологического сбора 25

Формула расчёта экологического сбора включает три показателя: ставку экологического сбора ; массу товаров или упаковки ; норматив утилизации . Чтобы посчитать сумму сбора, нужно перемножить эти показатели по формуле:

ЭС = С * М * Н

Ставки по экологическому сбору установлены 22.04.2016 г. Размер ставки колеблется от 2 025 до 33 476 рублей. Первая уплата предстоит в 2017 году до 15 апреля. Согласно распоряжению Правительства РФ от 04.12.2015 г. № 2491-р за 2016 год не все компании оплатят экологический сбор, поскольку для 70% товаров из Перечня норматив утилизации равен нулю. Но отчётность предоставлять всё равно необходимо!

За 2016 год заплатят экологический сбор компании, производящие автомобильные шины, нефтепродукты, изделия из стекла, резины, пластиковую и картонную упаковки, металлическую тару, аккумуляторы и батареи.

Документы, регламентирующие уплату экологического сбора

Норматив утилизации — распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 г. № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров»

Ставка по экологическому сбору — постановление Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортёрами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров»

Письмо Минприроды России от 20 февраля 2017 г. № ОД-06-02-32/3380 «Об уплате экологического сбора»

До 2020 года планируется постепенное повышение нормативов утилизации.

Нормативы по утилизации устанавливаются в процентах от выпущенной продукции за год. На размеры ставок и нормативов влияют условия:

  • Экономическая ситуация на территории Российской Федерации;
  • Степень опасности и вредности отходов для окружающий среды и здоровья;
  • Сложность утилизации (затраты на технологический процесс, сложность процесса).

Случаи, когда компании не платят экологический сбор:

  • Если компания утилизирует товары, но не в полном объёме нормы утилизации, то она платит экологический сбор за неутилизируемые товары;
  • Экологический сбор не платится за экспортируемые товары, которые утилизируются за пределами Российской Федерации;
  • Если компания осуществляет утилизацию нормативного количества отходов своей продукции и её упаковки после её использования.

Способы утилизации:

  1. Самостоятельно организацией, производящей (импортирующей) данные товары. При этом у неё должно быть специальное разрешение и созданы все условия по уничтожению или переработке отходов (пункты приёма, обработки, спецтехника, рабочие и т.д.)
  2. С помощью сторонней организации, по договору;
  3. С помощью объединения в ассоциацию с другими производителями (импортерами) с целью организации утилизации.

Закон об экологическом сборе ввёл постепенное увеличение ставок. Это даёт предприятиям заранее подготовиться к уплате сбора или к принятию мер по утилизации. Просчитать выгодность этих мер. Составить список продукции, подлежащей утилизации, ввести данные в учёт.

Скачать форму расчёта суммы экологического сбора

Ставки платы экологического сбора и нормативы утилизации

Наименование группы товара

Ставка (руб. за 1 тонну) Норма утилизации в % за 2016 год

Норма утилизации в % за 2017 год

Готовые изделия из текстиля (кроме одежды), а так же ковровые изделия

16 304

Специальная одежда, нательное белье и прочая одежда

11 791

Деревянные изделия (тара, строительные, столярные и т.д.)

3 066

Бумага и картон (тара из гофрированного картона)

2 378

10
Бумажные пакеты , хозяйственные санитарно-гигиенические принадлежности (тарелки, стаканы, подносы, салфетки из бумаги, туалетная бумага) канцелярские принадлежности из бумаги (тетради, блокноты, альбомы).

2 378

5
Нефтепродукты

3 431

10
Шины, покрышки

7 109

15
Резиновые изделия

8 965

15
Пластиковая тара (мешки, сумки, бутылки, коробки емкостью до 2 л.)

3 844

5
Пластиковая упаковка (мешки, сумки, бутылки, коробки емкостью более 2 л.)

3 844

10
Строительный пластик (покрытия для пола, стен, потолка (линолеум, самоклеящиеся и не самоклеящиеся обои, клеенка, пленка из пластика), детали для ванны, сан-узла, баки, цистерны)

4 701

Дверные и оконные короба, жалюзи, ставни, пороги, рамы

4 701

Прочие изделия из пластика (перчатки, посуда, канцелярия и др.)

4 156

Листовое стекло (безопасное, упрочненное)

2 858

10
Зеркала, изделия из стекла (строительные блоки, панели, мозаика, витражи)

2 858

Полое стекло (бутылки, банки, посуда, пробки, крышки)

2 564

10
Тара из металла (консервные банки)

2 423

20
Тара из металла (бочки, банки, ящики объемом более 300 л.)

2 423

5
Компьютеры, оргтехника, бытовая техника, техника для коммуникаций, оптическое и фотографическое оборудование (вычислительные машины, звукопроводящая техника, принтеры, блоки, ксероксы и т.д.; видеокамеры, кинокамеры, фотоаппараты, телефоны, телевизоры, магнитофоны, радиоприемники и т.д.)

26 469

Аккумуляторы

2 025

10
Аккумуляторные батареи

33 476

10
Электрические осветительные приборы, бытовые электрические приборы (холодильники, пылесосы, утюги, кухонные электроприборы), бытовые неэлектрические приборы (печи, каменки).

9 956

Ручные инструменты полумеханизированные, промышленное холодильное и вентиляционное оборудование

26 469

Прочие машины и оборудования

3 037

Газетная продукция (журналы, рекламные буклеты, газеты и т.д.)

2 378

Читайте так же:  Конституционный контроль во франции

На этом пока всё. Подписываемся на Блог-Инженера.РФ, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за участие!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Сохраните эту информацию у себя в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Норматив утилизации для экологического сбора 91


С 01.01.2015 года Федеральным законом № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 г. в России был введен новый экологический сбор.

Данный сбор является обязательным, несмотря на то что относится к неналоговым платежам. Введение экологического сбора напрямую связано с обязанностью и ответственностью утилизировать отходы после использования товаров.

Экологический сбор по смыслу положения статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», представляет собой плату за утилизацию отходов от использования товаров в связи с утратой потребительских свойств таких товаров, в случае неисполнения производителями и импортерами данных товаров (включая упаковку товара) обязанности по самостоятельной утилизации в соответствии с нормативами утилизации.

Другими словами, производители и импортеры товара должны «авансировать» расходы, связанные с предстоящей в будущем утилизацией произведенного товара или ввезенной на территорию России товара, за исключением случаев, если указанные производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

То есть наступление обязанности по уплате экологического сбора является альтернативной мерой реагирования государства по отношению к лицам, которые не достигли нормативов утилизации соответствующих видов товаров (упаковки).

Экологический сбор не следует путать с платой за негативное воздействие на окружающую среду, определенную ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то есть «экологический сбор» является понятием самостоятельным и не отменяет понятия «плата на негативное воздействие на природу».

КТО ПЛАТИТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР?

Как уже стало понятно, плательщиками экологического сбора являются компании, которые производят или импортируют товары, включенные Правительством РФ в перечень готовых товаров, подлежащих утилизации, а также производители и импортеры товаров в упаковке, включенной в данный перечень.

Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Список товаров и услуг достаточно обширный, всего в нем 36 групп, а общее число позиций составляет более 400.

В отношении определения объекта обложения экологическим сбором следует выделить следующие особенности, определенные Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  • экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки;
  • экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.
То есть предполагается, что товар или упаковка будут использоваться и в будущем утилизироваться на территории Российской Федерации.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ КОМПАНИИ НЕ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР?

В этом случае компания должна сама обеспечить выполнение нормативов утилизации. Обеспечение правильной и своевременной утилизации отходов от использования товаров в связи с утратой потребительских свойств таких товаров (включая упаковку) может осуществляться как самой компанией, так и сторонними организациями, после заключения договора на утилизацию с лицом, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов.

При этом если компания самостоятельно осуществляет утилизацию, она должна организовать сбор, обработку и утилизацию отходов при помощи собственных объектов, для такой утилизации компании может потребоваться специальная лицензия.

Альтернативный вариант – обратиться к лицензированной организации, которая осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, то есть к переработчику вторичного сырья. АО «Втор-Ком» является именно такой организацией и имеет все возможности для того что бы обеспечить нормативы по утилизации.

Если плательщик сбора, в случае осуществления самостоятельной утилизации, не выполняет взятый на себя норматив по утилизации, то у него возникает обязанность по уплате экологического сбора на разницу между нормативом утилизации и фактическим количеством утилизированных отходов от использования товаров. В свою очередь перевыполнение производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации, такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Стоит обратить внимание, что экологический сбор не уплачивается в том случае, если товары, которые подлежат утилизации, вывозятся из РФ и подлежат утилизации за ее пределами.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ КОМПАНИИ ДОЛЖНЫ УПЛАТИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР?

Если организации — импортеры и производители товаров, перечисленные в Перечне, при утилизации отходов не достигли установленных нормативов, или вообще не обеспечивают самостоятельную утилизацию, то они обязаны уплачивать экологический сбор в установленном законодательстве порядке. Обязанность выплачивать экологический сбор установлена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 24.2, ст. 24.5).

В настоящее время нормативы утилизации установлены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» на 2016-2017 гг. отдельно по каждой группе товаров.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования установлена форма расчета суммы экологического сбора. Суть расчета экологического сбора с 2016 года заключается в умножении массы готовых товаров, либо массы упаковки, использованной для производства такого товара или единиц готовых товаров подлежащего утилизации, выпущенных на территории РФ на ставку экологического сбора, а также на норматив утилизации, который выражается в относительных единицах.

Так, начиная с отчетности 2016 года, календарный год считается отчетным периодом по экологическому сбору. Срок уплаты данного платежа установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» определены сроки уплаты экологического сбора и представления расчета суммы экологического сбора, а также определен отчетный период:
  • начиная с 2017 года ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.

Форма отчётности по экологическому сбору:

  • декларация о товарах и упаковке. Порядок декларирования, так же, как и сама форма Декларации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417. Декларация о товарах и упаковке сдается ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Подается декларация в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Правила представления отчетности и ее форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342. Отчетность представляется за календарный год до 1 апреля года, который следует за отчетным, данная отчетность так же предоставляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
  • расчет экологического сбора производится по форме, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»).
Читайте так же:  Еле теплые батареи в квартире что делать

Для уплаты экологического сбора эколог организации должен предоставить расчет экологического сбора, при этом к своему расчету Вы должны будете приложить копии платежных документов, которые свидетельствуют об уплате данного платежа, в свой территориальный орган Росприроднадзора.

ВАЖНО

Если Ваша организация должна уплачивать экологический сбор, а Вы не предоставите его расчет или не произведете оплату данного платежа в установленные законом сроки, то территориальный орган Росприроднадзора может взыскать с Вас задолженность через суд!

При этом в качестве предупреждения о несвоевременной или неполной уплате экологического сбора, Вам направляют требование о добровольной уплате задолженности. В случае, если в течение 30 календарных дней, Вы не выполняете данное требование территориального органа или проигнорируете его, то задолженность будет взыскана с Вас в судебном порядке.

За невыполнение требований по предоставлению отчетности по выполнению нормативов утилизации и расчета суммы экологического сбора юридические лица и ИП могут быть привлечены к административной ответственности на основание статей 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» или 19.7. «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ.

Об услугах, оказываемых АО «Втор-Ком» обращайтесь к нашим экологам, 
тел. +7 (351) 791-19-44, [email protected]

Статьей 24.5. Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления» установлен Экологический сбор

Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями, ИМПОРТЕРАМИ товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 Закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

В пункте 12 статьи 24.2 Закона указано, что Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.

Нормативы утилизации установлены Распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2015 года №2491-р.

Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284.

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

В случае недостижения нормативов утилизации производителем, ИМПОРТЕРОМ, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 Закона (согласно которому производители, ИМПОРТЕРЫ товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно), предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время он установлен Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 “О порядке взимания экологического сбора” (вместе с “Правилами взимания экологического сбора”), которым установлено, что:

а) уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в следующие сроки:

в 2015 году – до 15 октября 2015 г. (за 9 месяцев 2015 года);

в 2016 году – до 1 февраля 2016 г. (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.);

начиная с 2017 года ежегодно – до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;

б) отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти – Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2015 №1073)

ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

[1]

Сервисы для оплаты экологического сбора теоретически должны быть размещены на сайте Росприроднадзора по ссылке

И они там размещены:

есть сервис

Норматив утилизации для экологического сбора 200

Инструкция к нему:

Скачать (PDF, 1.62MB)

И такой сервис

Норматив утилизации для экологического сбора 45

по адресу

выглядит так:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В РОСПРИРОДНАДЗОР

По вопросам использования «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» обращайтесь по телефону

8 (499)753-30-92 (многоканальный) (с 9:30 до 18:30 по Московскому времени) или по электронной почте [email protected]

“Модуль природопользователя” – бесплатное средство подготовки отчетности природопользователя

версия 3.9.4 от 13.04.2017

В зависимости от операционной системы и наличия подключения к интернету можно выбрать один из четырех вариантов пакета установки.

32-х разрядная операционная система (Windows XP, Windows 7 32-bit, Windows 8 32-bit, Windows 10 32-bit):

AdiPNVSetupWeb.zip

файлы для предустановки системных компонент скачиваются из Интернета при установке модуля. Внимание, требуется подключение к сети Интернет в процессе установки!

файлы для предустановки системных компонент включены в инсталлятор, не требуется подключение к интернету в процессе установки

64-х разрядная операционная система (Windows 7 64-bit, Windows 8 64-bit, Windows 10 64-bit):

файлы для предустановки системных компонент скачиваются из Интернета при установке модуля. Внимание, требуется подключение к сети Интернет в процессе установки!

файлы для предустановки системных компонент включены в инсталлятор, не требуется подключение к интернету в процессе установки

Если у Вас уже установлен модуль природопользователя, обновите его в соответствии с таблицей:

модуль не установлен последнюю версию (см. выше)
2.5.0 или выше последнюю версию (см. выше)
1.7.0 – 2.4.4

После установки обязательно запустите модуль для обновления базы данных. После завершения обновления скачайте и установите последнюю версию (см. выше).

1.4.0 – 1.6.4

После установки обязательно запустите модуль для обновления базы данных. После завершения обновления скачайте и установите

1.3.1 или ниже

версию 1.4.3

После установки обязательно запустите модуль для обновления базы данных. После завершения обновления скачайте и установите

Ответы на часто задаваемые вопросы

Для подготовки Расчета платы за негативное воздействие рекомендуется использовать Модуль природопользователя последней версии.

С 17 декабря 2012 года, Росприроднадзор переходит на прием отчетности от природопользователей в электронном виде через личный кабинет. Через личный кабинет принимаются следующие отчеты:

  • Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • 2-ТП (Отходы)
  • Отчёт субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)
  • Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации
  • Отчёт о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
  • Расчет экологического сбора
  • Заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет
Читайте так же:  Можно ли развестись, если ребенку нет 1 года в России?

Руководство пользователя по использованию личного кабинета

Во всех территориальных органах Росприроднадзора при подаче бумажной версии отчета, необходимо будет назвать электронный номер отчета, выданный в

личном кабинете

.

 Электронные версии отчетов могут быть подготовлены в формате программы «Модуль природопользователя» последней версии.

У Альты СОФТ имеются формы отчетов с отображением сведений о ставках экологического сбора (Постановление Правительства от 09.04.2016 N 284) и нормативах утилизации (Распоряжение Правительства от 04.12.2015 N 2491-р), на основании которых производится расчет суммы экологического сбора.

Ограничения:

  • Отчеты формируются исключительно на основании кодов ТН ВЭД ЕАЭС, указанных в перечне товаров, подлежащих утилизации, без учета описания товаров.
  • Отчет об упаковке формируется по разнице между весом брутто и нетто, отдельными строками перечисляются все виды упаковок, указанные в ДТ. В этом случае, сведения о количестве упаковки (весе) будут указаны только для первой записи по данному товару.

Скачать (PDF, 497KB)

ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЦФО дает разъяснения у себя на сайте

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

Далее можно ознакомиться с Правилами

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 8 октября 2015 г. N 1073

ПРАВИЛА ВЗИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора.
  2. Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации (далее – плательщики).
  3. Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
  4. Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
  5. Информация о реквизитах счетов для уплаты экологического сбора доводится территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования до сведения плательщиков и размещается на официальных сайтах Службы и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети “Интернет” (далее – телекоммуникационные сети).
  6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
  7. Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
  8. В случае недостижения производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2Федерального закона “Об отходах производства и потребления”, нормативов утилизации экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
  9. Экологический сбор в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации, не уплачивается.
  10. В сроки, установленные постановлениемПравительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 “О порядке взимания экологического сбора” для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы:

а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

  1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на своих официальных сайтах в телекоммуникационных сетях обеспечивает доступ к электронным сервисам для представления расчета суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, которые должны быть доступны для плательщиков на безвозмездной основе.
  2. Расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

Формат, структура, порядок подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационные сети, используемые для передачи расчета экологического сбора в электронной форме в соответствии с пунктом 11настоящих Правил, определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

  1. В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации плательщика на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).

При представлении расчета суммы экологического сбора в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.

Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления по телекоммуникационным сетям в адрес территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации плательщика.

Датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

  1. Проверка правильности исчисления суммы экологического сбора осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 3 месяцев со дня представления документов, указанных в пункте 10настоящих Правил.
  2. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверяют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты экологического сбора, а также обоснованность его исчисления на основании представленных плательщиком информации, полученной в установленном порядке при декларировании плательщиками количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров (в том числе упаковки таких товаров), и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
  3. Уплата экологического сбора может осуществляться плательщиком с зачетом суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.

Сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика по экологическому сбору либо возврату плательщику.

  1. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора производится территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации плательщика после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – акт сверки), на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Заявление о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора представляется плательщиком посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Читайте так же:  Какое наказание за езду в нетрезвом виде?

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей заявление о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора представляется плательщиком в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации плательщика на бумажном носителе в одном экземпляре.

В заявлении о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора плательщик (по своему выбору) указывает форму получения акта сверки (выдача лично на руки, отправка почтой, отправка по телекоммуникационным сетям).
Отправка территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования акта сверки плательщику производится посредством телекоммуникационных сетей.

Выдача территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования акта сверки лично на руки представителю плательщика производится на основании документа, подтверждающего его полномочия на осуществление действий от имени плательщика.

  1. Зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

На основании заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования производит зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей, о чем уведомляет плательщика путем направления ему в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В случае если суммы, указанные в заявлении о зачете излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, не совпадают с суммами уплаченного (взысканного) экологического сбора, выявленными по результатам совместной сверки расчетов, проведенной в соответствии пунктом 17 настоящих Правил, и указанными в акте сверки, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора направляет плательщику письмо, в котором сообщает о невозможности произвести зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей.

  1. Сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит возврату плательщику на основании заявления плательщика о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (с приложением подтверждающих документов, указанных в пункте 20настоящих Правил), в течение одного месяца со дня получения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования такого заявления.
  2. Заявление, указанное в пункте 19настоящих Правил, может быть подано плательщиком или его представителем в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 3 лет со дня последней уплаты (взыскания) экологического сбора с приложением документов:

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19настоящих Правил, подается представителем плательщика.

  1. В течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, указанного в пункте 19настоящих Правил, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:
а) принимает решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и направляет его плательщику;

б) принимает решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и направляет его плательщику в случае отсутствия в заявлении необходимых сведений и (или) непредставления документов, указанных в пункте 20 настоящих Правил.

  1. До истечения срока, установленного абзацем первым пункта 21настоящих Правил, поручение на осуществление возврата суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, оформленное на основании решения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о возврате этой суммы, подлежит направлению территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на счет плательщика, указанный в заявлении.
  2. Заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора представляется плательщиком посредством телекоммуникационных сетей в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора представляется плательщиком в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации плательщика на бумажном носителе в одном экземпляре.

В случае если заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора было представлено в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в электронной форме, решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора направляются плательщику посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

В случае если заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора было представлено в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в бумажном виде, решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора направляются плательщику на бумажном носителе.

  1. Возврат излишне уплаченных экологических сборов производится в валюте Российской Федерации. При возврате излишне уплаченных (взысканных) экологических сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) экологических сборов не выплачиваются, суммы не индексируются.
  2. В случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.

В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Пояснительная записка к проекту приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»

Проект приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) и пунктом 7 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».
Указанными нормативными правовыми актами предусматривается, что производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона об отходах.
Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, включая упаковку, по которым установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2491-р (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации – 09.12.2015, «Собрание законодательства РФ», 14.12.2015, № 50, ст. 7207).
Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Росприроднадзор.
При этом расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Росприроднадзором.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
В целях принятия расчетов суммы экологического сбора доработан программный продукт для подготовки отчетности, направляемой в Росприроднадзор, – «Модуль природопользователя», доступный в свободном и бесплатном доступе на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет».
Наименования и коды готовых товаров, включая упаковку, заполняются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, а также по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.
Количество готовых товаров, включая упаковку, указывается на основании данных декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), подлежащих утилизации.
Положение о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417.
Итоговое количество товаров (готовых товаров/упаковки), подлежащей утилизации, количество отходов от использования товаров (готовых товаров/упаковки), переданных на утилизацию в отчетном периоде, и количество отходов от использования товаров (готовых товаров/упаковки), за которые необходимо уплатить экологический сбор (по которым не достигнут норматив утилизации) заполняются на основании данных отчетности о выполнении нормативов утилизации, представленной в соответствии с Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342.

Читайте так же:  Отпуск с последующим увольнением

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 20 февраля 2017 г. N ОД-06-02-32/3380

ОБ УПЛАТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу уплаты экологического сбора и сообщает следующее.

Статья 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон) устанавливает обязанность производителей, импортеров товаров обеспечить утилизацию установленного количества отходов, образуемых в результате утраты указанными товарами, в том числе упаковки товаров, потребительских свойств.

Определение количества отходов, образованных в результате утраты указанными товарами, в том числе упаковки товаров, потребительских свойств, осуществляется посредством установления норматива утилизации отходов от использования товаров.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р. Согласно ч. 7 ст. 24.2 Закона производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 Закона. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р (далее – Перечень). 1. В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (ч. 10 ст. 24.2 Закона). При этом за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от наличия/отсутствия видов товаров, которые они выпускают в обращение, в Перечне. Соответственно, в отношении упаковки производители и импортеры товаров в данной упаковке представляют декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 “Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки” и отчетность о выполнении нормативов утилизации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 “Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров”.

2. В случае, если готовые товары, упаковка товаров импортируются не в целях реализации потребителям, а для собственных нужд, то в отношении таких готовых товаров, упаковки товаров импортеры ответственности в части уплаты экологического сбора и представления соответствующих форм отчетности не несут.

Росприроднадзор обращает внимание, что указанная ответственность распространяется на готовые товары, упаковку товаров, произведенных или импортированных в целях их реализации потребителям.

3. В соответствии с законодательством, ответственность за выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора лежит на производителях, импортерах товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

При этом Законом также установлено, что исполнение обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки товаров, обеспечивается производителем, импортером товаров следующими способами:

путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов от использования таких товаров;

путем заключения договоров с оператором, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами либо юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);

путем создания ассоциации производителей, импортеров товаров;

путем уплаты экологического сбора. Данный способ образует экономический механизм ответственности за неисполнение производителем, импортером обязанности по утилизации установленного количества отходов от использования товаров.

Таким образом, возложение производителем, импортером товаров, упаковки товаров, указанных в Перечне, обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, упаковки товаров на покупателя не соответствует законодательству.

При этом следует учитывать исключение, когда произведенная производителем упаковка реализуется (продается как готовый товар) другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции. В таком случае, обязанность по выполнению нормативов утилизации лежит на производителе, использующем упаковку для производства собственных товаров.

Заместитель Руководителя

О.В.ДОЛМАТОВ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  2. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Норматив утилизации для экологического сбора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here