Мониторинг и аудит в сфере закупок

Просто о сложном на тему: Мониторинг и аудит в сфере закупок с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чемЗаконом о госзакупках. Помимо контроля в сфере закупок, Закон содержит еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок. Мониторинг будет осуществляться на постоянной основе в целях оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а аудит будет проводиться для оценки результатов закупок и достижения целей закупок (подробнее см. Обоснование закупок). Правила осуществления контроля в сфере закупок, содержащиеся в Законе, существенно отличаются от правил, установленных Законом о госзакупках. 

а) Мониторинг закупок

В соответствии с Законом мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97 Закона).

В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей осуществления закупок, а также обоснованность закупок.

Мониторинг закупок будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97Закона).

Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а также размещаться в единой информационной системе.

Нормы о мониторинге в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона). 

б) Аудит в сфере закупок

Аудит, согласно Закону, будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку достижения целей осуществления закупок (ст. 98 Закона).

Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным (ч. 3 ст. 98 Закона).

Кроме того, органы аудита в сфере закупок будут обобщать результаты своей деятельности и устанавливать причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовить предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизировать информацию о реализации указанных предложений и размещать в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 4 ст. 98 Закона). 

в) Государственный контроль в сфере закупок

Законом будут существенно изменены правила осуществления государственного контроля в сфере госзакупок (по сравнению с правилами, установленными в ст. 17 Закона о госзакупках):

— полномочия по осуществлению контроля будут разделены между тремя разновидностями органов госвласти и местного самоуправления;

— будет подробно определено, как должны разрешаться противоречия между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.

Разграничение полномочий контролирующих органов

Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о госзакупках). Вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия Закона о госзакупках.

Закон существенно расширит систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля. Теперь контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий будут осуществлять следующие органы:

— федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

— Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

— Счетная палата России, а также органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами.

Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе. Первая группа перечисленных выше органов будет осуществлять все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. 58 и 10 ст. 99 Закона. Отметим, что порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона и в целом совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона о госзакупках.

Казначейство России и иные органы, указанные в ч. 5 ст. 99 Закона, будут проверять, соответствует ли информация о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех стадиях осуществления закупок, начиная с плана закупок (см. Планирование) и заканчивая реестром контрактов. Порядок осуществления такого контроля должно будет утвердить Правительство РФ.

Счетная палата России и иные органы, перечисленные в ч. 8 ст. 99 Закона, будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, а также установления достоверности учета расходов на осуществление таких закупок. Контроль они будут осуществлять в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и документов, подтверждающих обоснованность закупок;

2) нормирования в сфере закупок при планировании закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Порядок осуществления такого контроля установит Правительство РФ в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона.

Разрешение противоречий между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов

В Законе определено, как решаются вопросы в случае противоречия между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного). Общее правило таково: при проведении внеплановой проверки закупки должно применяться решение органа более высокого уровня (ч. 17 и 18 ст. 99 Закона). В случае выявления противоречий между решениями, вынесенными в отношении одной и той же закупки органами различных уровней, применяется решение органа более высокого уровня, вынесенное по результатам внеплановой проверки (ч. 19 и 20 ст. 99 Закона). 

г) Обжалование действий, нарушающих права и интересы участников закупок

Почти не изменились правила обжалования в контрольных органах действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

С семи до десяти дней увеличивается срок, в течение которого может быть подана соответствующая жалоба (п. 3 ст. 105 Закона).

Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

Мониторинг, аудит и контроль в контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд основываются на следующих принципах, закреплённых статьями 6 -9, 11 и 12 Федерального закона № 44 -ФЗ : • открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок; • обеспечения конкуренции; • профессионализма заказчиков; • единства контрактной системы в сфере закупок; • ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд; • эффективности осуществления закупок. Новые принципы контрактной системы в сфере закупок, а также расширение сферы регулирования 44 -ФЗ, предопределяют появление новых форм контроля за осуществлением закупок. 2

Читайте так же:  Какое наказание за езду в нетрезвом виде?

Контроль за осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд может быть условно разделен на четыре основных направления: 1. Контроль исполнения процедур (классический контроль, осуществляемый ФАС России, «казначейский» контроль); 2. Содержательный контроль (аудит, мониторинг, контроль, осуществляемый органами внутреннего финансового контроля); 3. «Политический» контроль» (аудит, мониторинг, внутренний контроль, контроль заказчика); 4. Общественный контроль. 3

Мониторинг в сфере закупок

Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Целями мониторинга закупок являются: 1) оценка степени достижения целей осуществления закупок; фото 2) оценки обоснованности закупок; 3) совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации. В этой связи, осуществление мониторинга начнется с 2016 года. Таким образом, мониторинг представляет собой механизм анализа качества работы заказчиков. 5

Порядок проведения мониторинга Правительством Российской Федерации. устанавливается Законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд фото субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. Мониторинг закупок обеспечивается: — федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Минэкономразвития России); — органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок; — местной администрацией. 6

Результаты мониторинга ежегодно оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется Минэкономразвития в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки отчета, а также фото сроки подготовки отчета определяются Правительством РФ. В сводном аналитическом отчете содержатся: — оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд — определяются меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. 7

Аудит закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется: — Счетной палатой Российской Федерации, — контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти фото субъектов Российской Федерации; — контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований. Органы аудита, в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. 9

Для достижения своих целей органы аудита осуществляют экспертноаналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по фото планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Органы аудита обобщают результаты осуществления деятельности в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах. 10

Контроль в сфере закупок

Контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: 1) ФОИВ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России); 2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа; 3) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; фото 4) органы местного самоуправления муниципального района; 5) органы местного самоуправления городского округа; 6) Казначейство России; 7) финансовые органы субъектов Российской Федерации, 8) финансовые органы муниципальных образований 9) органы управления государственными внебюджетными фондами; 10) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. 12

Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении: • заказчиков; • контрактных служб; • контрактных управляющих; фото • комиссий по осуществлению закупок и их членов; • уполномоченных органов; • уполномоченных учреждений; • специализированных организаций; • операторов электронных площадок. 13

Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. ФАС России осуществляет контроль путем проведения: а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их фото членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок; б) внеплановых проверок в отношении ВСЕХ субъектов контроля; 14

Уполномоченный РОИВ осуществляет контроль путем проведения: а) плановых проверок в отношении субъектов контроля, аналогичных субъектам контроля ФАС, за исключением операторов электронных площадок, при осуществлении закупок для государственных нужд субъектов РФ; б) внеплановых проверок в отношении вышеуказанных субъектов контроля, а также аналогичных субъектов при осуществлении закупок для муниципальных нужд. фото Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляет контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с 44 -ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд. 15

Казначейство России, финансовые органы и ВФ осуществляют контроль за: 1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика; 2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; фото б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках; в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках; г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов. Порядок казначейского контроля устанавливается Правительством РФ, которым может расширен перечень информации, подлежащей контролю. 16

Органы внутреннего гос. (мун. ) финансового контроля осуществляют контроль за: 1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 44 -ФЗ, при формировании планов закупок и обоснованности закупок; 2) нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 44 -ФЗ, при планировании закупок; 3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков; фото 4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; 6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; 7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки. Данный контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. 17

Читайте так же:  Раздел квартиры при разводе

Органы внутреннего гос. (мун. ) финансового контроля осуществляют контроль за: 1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, при формировании планов закупок и обоснованности закупок; 2) нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона, при планировании закупок; 3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков; фото 4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; 6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; 7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки. Данный контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. 18

Контроль органами внутреннего гос. (мун. ) финансового контроля должен осуществляться с 2016 года в соответствии с порядком, утверждаемым соответственно: — Правительством Российской Федерации; — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; — местной администрацией. фото Такой порядок предусматривает, в частности: 1) основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок; 2) порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля; 3) перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность; 4) порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления; 5) порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля. 19

Государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков. фото Подведомственность определяется в соответствии с бюджетным законодательством. Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается соответственно: — Правительством Российской Федерации; — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; — местной администрацией. 20

Статьей 101 44 -ФЗ устанавливается, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчик обязан осуществлять контроль за привлечением поставщиком фото (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 30 44 -ФЗ). Таким образом, контроль заказчика обеспечивает реализацию принципа ответственности заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. 21

Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом 44 -ФЗ. фото Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. 22

Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе: 1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ; 2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов; 3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности фото закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям 44 -ФЗ; 4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с 44 -ФЗ; 5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления; 6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ. 23

В соответствии со статьей 225. 10. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации : 1. Юридическое или физическое лицо, являющееся участником правоотношения, из которого возникли спор или требование, вправе обратиться в арбитражный суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов других лиц, являющихся фото участниками этого же правоотношения (далее — группа лиц). В защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться органы, организации и граждане в случаях, предусмотренных федеральным законом. 2. Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным настоящей главой, в случае, если ко дню обращения в арбитражный суд лица, указанного в части 1 настоящей статьи, к его требованию присоединились не менее чем пять лиц. 3. Присоединение к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц осуществляется путем подачи в письменной форме заявления лица или решения нескольких лиц, являющихся участниками правоотношения, из которого возникло такое требование.

Спасибо за внимание!

Опубликовано в 2015, Выпуск Ноябрь 2015, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Чертков В.С.1, Мижарева Н.В.2

1Аспирант, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева; 2кандидат юридических наук, Администрация губернатора Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр»

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КОНТРОЛЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные виды контроля в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, их основные цели, способы совершенствования контрактной системы закупок.

Ключевые слова: закупка, контроль, непосредственное практическое применение.

Chertkov V.S.1, Migareva N.V.2

1Postgraduate student, Kuzbass State Technical University of name T.F. Gorbachev; 2PhD in Jurisprudence, Administration of the Governor of St. Petersburg, St. Petersburg State Budgetary Institution”The St. Petersburg Interregional Resource Center”

THE PRACTICE OF THE LAW ABOUT THE CONTRACT SYSTEM OF THE FEDERAL AND MUNICIPAL PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES THROUGH THE CONTROL SYSTEM

Читайте так же:  Коллективный трудовой договор

Abstract

In the article main types of control in contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs, their main objectives, ways of improvement of contract system of purchases are considered.[1]

Keywords: procurement, control, direct practical application.

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд целенаправленно формируется в нашем государстве уже с прошлого века.

Учитывая, что определяющими подходами и принципами контрактной системы в сфере закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд является повышение эффективности и результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и злоупотреблений на каждом этапе закупки, как сопутствующая система процесса закупок, по определению формируется система мониторинга, аудита и контроля.

Эта комплексная система вписывается в принципы достижения эффективности, которыми руководствуется законодатель.

В частности, вводятся новые мероприятия, направленные на оценку обоснованности осуществления закупок, которые являются абсолютно самостоятельными процессами по мере своей завершенности, но в это же время каждое из них предваряет следующее или подготавливает новую ступень развития понимания нормативных правовых подходов по определенным вопросам и подходов к контролю этих процессов со стороны государства и общественности.

Любая из этих процедур направлена на устранение недостатков контрактной системы и на ее дальнейшее совершенствование. В этих целях законодатель обозначил общие задачи процесса:
  1. мониторинг,
  2. обобщение результатов деятельности,
  3. установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков,
  4. подготовку предложений, направленных на устранение недостатков и
    на совершенствование контрактной системы,
  5. систематизацию информации,
  6. размещение в единой информационной системе (ЕИС) обобщенной информации о результатах мониторинга, аудита, контроля.

Если подходить комплексно, то мероприятия по мониторингу, аудиту и контролю можно условно обозначить единым термином «контроль».

Таким образом, изучение и анализ произведенных государственными, муниципальными заказчиками и другими заказчиками закупок и публикация полученных результатов в общем доступе могут привести к возникновению интереса контрольных органов к конкретным субъектам контроля.

Введение нового Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, регулирующего деятельность по размещению закупок, усилило направление по регулированию ответственности и качества размещения закупок заказчиками. В частности, вводятся новые положения и мероприятия, направленные на оценку обоснованности осуществления закупок в комплексном варианте.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такая оценка включает мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Это мероприятия, с которыми участники закупок, в том числе и заказчики, могут столкнуться в любой момент. То есть и при публикации планов закупок и планов-графиков для общего ознакомления, и после заключения контракта, или даже окончания его исполнения.

Приступая к рассмотрению этих процедур, во-первых, необходимо определить те ключевые вопросы, на которые в первую очередь надо дать ответы для заказчика и иных участников закупок:

– кто проводит мероприятия, и кто инициирует?

– характер процедур и каким документом регулируется?

– как оформляются результаты?

– каковы последствия для заказчиков?

Мониторинг закупок – абсолютно новая процедура, связанная с возможностями формируемой единой информационной системы. В основном процедура направлена на реформирование законодательного регулирования в сфере закупок, аналитического обеспечения, а не непосредственно деятельности конкретного заказчика.

Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы – Минэкономразвития РФ. А на основе решений (актов) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд органами исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок и органами местного самоуправления.

Мониторинг предполагает подготовку и публикацию сводного аналитического отчета, в виде которого оформляются результаты мониторинга закупок по итогам каждого года. В нем должна быть дана оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также должны быть определены меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Положение о мониторинге вступает в силу только 01.01.2017 года , Министерство экономического развития реализует свое полномочие через участие в конференциях, проведение on-line семинаров. Также органом публикуются методические разъяснения, презентации с обзорами результатов функционирования контрактной системы (в частности уже опубликована презентация о достижениях 2014 года на официальном сайте министерства).

Принципы и механизм мониторинга закупок прописаны в ст. 97 Закона № 44-ФЗ.

Аудит в сфере закупок проводят Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Органы аудита в сфере закупок проверяют, анализируют и оценивают информацию о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по контрактам .

При проведении аудита указанные органы осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации. Вопросы, которые они ставят в ходе проверки, касаются законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

По результатам такой деятельности органы аудита устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Правовые основы образования и функционирования Счетной палаты РФ заложены в ст. 101 Конституции РФ, которой установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Следовательно, Счетная палата представляет собой контрольный орган с особым конституционным статусом, который подотчетен российскому парламенту, а через механизмы народовластия – всем налогоплательщикам. В 2013 году вступил в действие Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» в новой редакции, в котором ей придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля) и существенно расширяется перечень задач, функций и полномочий Счетной палаты. В ноябре 2013 года Коллегией Счетной палаты утверждены Стратегия деятельности Счетной палаты РФ на 2013–2019 годы и Основные (приоритетные) направления деятельности Счетной палаты РФ на 2014– 2016 годы.

Основные планируемые задачи:

– разработка общих принципов проведения аудита государственных закупок в соответствии с основными принципами аудита и основополагающими действующими международными актами. Особое внимание в данном контексте должно быть уделено прозрачности процесса закупок, управлению соответствующими рисками и предотвращению мошенничества и коррупции;

– подготовка практического руководства по проведению контрактного аудита с перспективой его преобразования в стандарт. Данное руководство будет охватывать весь цикл проведения закупок: планирование и подготовку закупок, ценообразование, соотношение цен и качества, оценку, проведение тендеров и выбор поставщиков, управление и оценку эффективности контракта;

– разработка пособий по аудиту государственных закупок в конкретных секторах и сферах.

Есть все основания рассчитывать на то, что эта деятельность Счетной палаты будет способствовать снижению злоупотреблений в указанной сфере и повышению прозрачности государственных закупок.

Контролю в сфере закупок отведена отдельная глава (гл. 5 Закона № 44-ФЗ). Согласно положениям данной главы, контроль в сфере закупок осуществляется:

  1. Уполномоченными государственными органами контроля.
  2. Государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль).
  3. Заказчиками.
  4. Гражданами и общественными объединениями (объединениями юридических лиц) (общественный контроль).
Читайте так же:  Мотив и цель преступления

Субъекты контроля определены частью 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и включают в себя всех задействованных авторов государственных закупок от заказчиков и его должностных лиц до операторов электронных площадок.

  1. Уполномоченные государственные органы контроля.
В соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

– органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии со ст. 269.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. К ним относятся Росфиннадзор, органы (должностные лица) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Контроль в сфере закупок осуществляется, в частности, в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов.

Вышеперечисленными органами (за исключением органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

  1. Государственные органы в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль). Порядок такого контроля устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией .
  2. Заказчики. Согласно ст. 101 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан осуществлять контроль исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ, в том числе за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  3. Граждане и общественные объединения (объединения юридических лиц) (общественный контроль). Общественность вправе контролировать соблюдение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность осуществления такого контроля. В рамках этого контроля общественные объединения и объединения юридических лиц вправе:

– подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

– направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

– мероприятием, которое дает возможность осуществления контроля исполнения законодательства о закупках является также возможность любого участника закупок (физ. или юр. лица) направить запрос о даче разъяснений положений аукционной или конкурсной документации, при этом не обязательно быть участником, подавшим заявку на участие в такой процедуре (но необходимо иметь аккредитацию на торговой площадке, если это аукцион);

– осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ;

– обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;

– обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

– обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ .

Положение п. 3 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ предусматривает право общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль, также осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям данного Закона.

По результатам мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной .

Последствия признания планируемой закупки необоснованной определены в ч. 6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. В этом случае органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99 данного Закона, т.е. органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ:

1) выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Порядок, сроки направления, исполнения, отмены таких предписаний согласно п. 2 ч. 11 ст. 99 Закона № 44-ФЗ предусматриваются порядком осуществления контроля за соблюдением данного Закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, устанавливаемым Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией;

2) привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Установление соответствующей административной ответственности, т.е. внесение соответствующих изменений в этот Кодекс только ожидается.

Деятельность по контролю коррупции осуществляет прокуратура.

Выделяются следующие нарушения, допускаемые при организации и проведении закупок:

– при определении потребности: реальная потребность “изобретается” или преувеличивается;

– обеспечение интересов подобранного поставщика;

– при разработке технических требований: технические спецификации “подгоняются” под конкретного поставщика;

– заблаговременное информирование необходимого поставщика;

– установление стандартов соответствия под технические возможности конкретного поставщика;

– приглашение к участию в торгах: установление времени подачи заявок на участие в конкурсе, удовлетворяющее только избранного поставщика;

– конкретный поставщик получает доступ к информации аукционной комиссии и др. .

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” в п. 12 ст. 7 не случайно выделяет в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, так как коррупционные риски сохраняются всегда, когда речь идет о распоряжении бюджетными средствами .

К сожалению, Федеральный закон “О противодействии коррупции” не содержит отдельных положений, посвященных такой важной сфере, как гос. закупки. Вовлечение в процесс противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не снимает полностью проблемы противодействия коррупции.

В этой связи самая лучшая и эффективная система изучения действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через непосредственное практическое применение и личный опыт.
Ежедневное решение практических вопросов, возникающих в процессе кропотливой работы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд является залогом минимизации допущенных нарушений.

Умение анализировать решения контрольных и надзорных органов, и органов, осуществляющих мониторинг и информационно-аналитическую работу, но и адаптировать эти решения в решения простых рабочих моментов или ситуаций.

Надежным способом получения знаний в сфере закупок товаров, работ, услуг остается личное посещение заседаний специальных комиссий Федеральной антимонопольной службы, заседаний арбитражных судов, рассматривающих дела в сфере закупок. В этом случае сторонами в процессе заседания приводятся доводы, анализируется действующее законодательство и практика его применения. Таким образом, за одно посещение можно единовременно почерпнуть информацию по целому ряду вопросов контрактной системы.

Читайте так же:  Как получить биометрический загранпаспорт гражданину России?

Важным источником информации правильности применения законодательства о контрактной системе являются акты Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ, которые позволяют проанализировать широкий спектр возникающих вопросов.

Именно здесь необходимо говорить об одном из принципов контрактной системы, обозначенном в ст. 9 Закона
N 44-ФЗ – принцип профессионализма заказчика, то есть обладание теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере закупок, следование которому обеспечит наименьшее количество допущенных нарушений.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2015).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015).
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 05.10.2015) “О Счетной палате Российской Федерации”.
  5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). – ч. 3 ст. 114, ст. 98, ст. 100, п. 3 ст. 102, п. 3 ст. 102.
  6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 05.10.2015) “О противодействии коррупции”.
  7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О защите конкуренции”.
  8. Собрание Законодательства РФ. – 2005. – N 30 (ч. 1). – С. 3105.
  9. Храмкин А.А. Злоупотребления и противодействие коррупции в системе закупок. М.: Институт госзакупок РАГС, 2008 С. 11-13.

References

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ).
  2. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 30.09.2015).
  3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 05.10.2015).
  4. Federal’nyj zakon ot 05.04.2013 N 41-FZ (red. ot 05.10.2015) “O Schetnoj palate Rossijskoj Federacii”.
  5. Federal’nyj zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (red. ot 13.07.2015) “O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd” (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.09.2015). – ch. 3 st. 114, st. 98, st. 100, p. 3 st. 102, p. 3 st. 102.
  6. Federal’nyj zakon ot 25.12.2008 N 273-FZ (red. ot 05.10.2015) “O protivodejstvii korrupcii”.
  7. Federal’nyj zakon ot 26.07.2006 N 135-FZ (red. ot 13.07.2015) “O zashhite konkurencii”.
  8. Sobranie Zakonodatel’stva RF. – 2005. – N 30 (ch. 1). – S. 3105.
  9. Hramkin A.A. Zloupotreblenija i protivodejstvie korrupcii v sisteme zakupok. M.: Institut goszakupok RAGS, 2008 S. 11-13.

Статья 97. Мониторинг закупок

Часть 1 статьи 97 вступает в силу с 1 января 2016 года (статья 114 данного документа).

1. Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

2. Мониторинг закупок осуществляется в целях:

1) оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

2) оценки обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;

3) совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

3. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

4. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

6. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

7. Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе.

8. В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

9. Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Мониторинг закупок обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией.

Статья 98. Аудит в сфере закупок

1. Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее — органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

3. Для достижения целей, указанных в части 2 настоящей статьи, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

4. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 15;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  2. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
Мониторинг и аудит в сфере закупок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here