Кто регистрирует юридические лица

Просто о сложном на тему: Кто регистрирует юридические лица с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

 Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002г. № 319, Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно Указу Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314, после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации

20.Единый государственный реестр юридических лиц и порядок его ведения

В Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. ГРведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра. Ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ. В ГР содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в ГР указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно — правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях юридического лица; е) копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации); к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Записи вносятся в ГР на основании документов, представленных заявителями при ГР юридических лиц и внесении изменений в ГР. Сведения, содержащиеся в ГР, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Содержащиеся в ГР сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из ГР; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма и порядок предоставления содержащихся в ГР сведений устанавливаются Правительством РФ. Основание — федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Государственная регистрация юридического лица производится при открытии коммерческой или некоммерческой организации. Является обязательным пунктом коммерческой деятельности на территории РФ. Произвести регистрацию можно, воспользовавшись услугами юридических компаний, предлагающих обслуживание для бизнеса или самостоятельно, зная простые правила и пункты действий при регистрации.

Где производится регистрация?

Государственная регистрация юридического лица – процедура, при которой сведения о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица заносятся в государственный реестр.

Данная процедура необходима для учета юридических лиц и частных предпринимателей, занимающихся коммерческой и некоммерческой деятельностью на территории РФ.

Читайте так же:  Как выплачиваются больничные?

Кто регистрирует юридические лица 198

Регистрация юридического лица

Государственная регистрация считается произведенной после занесения информации о юридическом лице в реестр. Удостовериться в данной процедуре можно, сравнив выдаваемый при регистрации номер с номером, значащимся в реестре. Государственная регистрация является обязательным мероприятием при открытии коммерческой или некоммерческой организации, независимо от формы правления, будь то ООО, ОАО, ЗАО и т.д.

Процедура регистрации не занимает много времени, но потребуется подготовить определенный комплект документов для их передачи в органы ФНС, осуществляющими ведение реестра и контроль за добавлением в него новых записей. После подачи документов данные ЮЛ либо заносятся в реестре, либо в данной услуге отказывается с указанием причин, почему был получен отказ, для того чтобы заявитель исправил документы или получил недостающие бумаги.

Регистрация юридического лица производится в ФНС. Подать документы необходимо в отделение ФНС, осуществляющее деятельность в административном округе, за которым закреплен физический адрес офиса регистрируемой компании. Определить отделение, в которое необходимо обратиться юридическому лицу, можно воспользовавшись сервисом ФНС, для быстрого поиска имеющимся на сайте службы. Достаточно ввести физический адрес, чтобы узнать к какому отделению ФНС, Вы прикреплены.

Кто регистрирует юридические лица 12

Адрес регистрации

Важным фактором, определяющим возможность регистрации юридического лица, является чистый физический адрес регистрации. Для того чтобы ускорить регистрацию и исключить проверки физического адреса, заявитель предоставляет гарантийное письмо от собственника недвижимости, где арендуется помещение под офис компании, удостоверяющее, что аренда производится на легальных условиях. Чистота физического адреса проверяется в подавляющем большинстве случаев для выявления фактов множественной регистрации по одному адресу, являющимися незаконным действием. Если в ФНС выяснится множественность физического адреса, в регистрации будет отказано.

Если в качестве адреса регистрации юридического лица используется адрес проживания, нужно предоставить документ подтверждающий возможность организации коммерческой или некоммерческой деятельности без ущерба для других жильцов проживающего в доме.

Заявление сопровождается документом, подтверждающим право собственности на недвижимость либо право аренды недвижимости с согласием собственника. Также велика вероятность того, что потребуется документ подтверждающий согласие других жильцов, прописанных по адресу регистрации на расположение в доме ООО. Стоит уточнить, что законом не предусмотрено статей, запрещающих регистрацию ООО по адресу проживания ее директора или одного из основных учредителей организации.

Решить проблемы с юридическим адресом, при его отсутствии, можно воспользовавшись услугой по аренде юридического адреса, предоставляемой различными юридическими компаниями. В этом случае предлагается комплекс секретарских услуг по обслуживанию юридического адреса, указываемого в учредительных и других документах.

Перечень документов, необходимых для регистрации

Перечень документов зависит от того, регистрируется ли ООО на одного человека или на группу учредителей. Рассмотрим документы, необходимые для регистрации ООО физическим лицом:
  • Заявление ИФНС от имени лица, на которое открывается компания — форма Р11001
  • Подписанный документ, подтверждающий намерение открыть ООО
  • Уставная документация ООО, необходимы 2 экземпляра
  • Квитанция, свидетельствующая оплату регистрационной пошлины в ИФНС
Если регистрация производится группой лиц — совет учредителей, тогда к вышеуказанному пакету документов добавляется протокол собрания учредителей, а также договор учреждения коммерческой организации.

[1]

Кто регистрирует юридические лица 127

Подлинность документов

Помимо документов, подтверждающих решение об учреждении коммерческого общества в ИФНС, необходимо предоставить подтверждение юридического адреса. Паспорта и другие подтверждающие личность документы иностранных партнеров, являющихся соучредителями, передаются с нотариально заверенным переводом.

Если документы подаются самостоятельно физическим лицом, на которого регистрируется организация, или одним из членов совета учредителей, то дополнительных бумаг не потребуется. Если передача производится официальным представителем организации, он должен иметь нотариальную доверенность для представления интересов учредителей.

При наличии знаний в сфере юриспруденции подготовить документы можно самостоятельно. Если таковых навыков не имеется, лучше обратиться к компании, предоставляющей юридическое обслуживание для юридических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций. Это позволит избежать накладок в процессе регистрации и других сложностей при оформлении и регистрации в ИФНС.

Перечень и правила подачи документов регулируются ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, которую стоит изучить перед подачей документов.

[2]

Пошаговая инструкция при регистрации

Обеспечить быструю регистрацию ЮЛ с внесением записей в реестр можно, соблюдая правила регистрации ЮЛ. Действия сводятся к следующим шагам:
  1. Разработайте название компании. Название должно быть оригинальным, не имеющим точных аналогов среди предприятий, внесенных в реестр. Также название не должно содержать слова, использование которых запрещено законодательством РФ. Необходимо помнить о том, что основное название должно быть составлено из русских слов и символов кириллицы. Использование латинских букв и иностранных слов позволено в качестве дополнения к основному названию.
  2. Зарегистрируйте свободный юридический адрес. Использовать можно только индивидуальные адреса. Проверить занятость адреса можно, используя специальный сервис проверки юридических адресов организаций.
  3. Получение кодов ОКВЭД, определяющих специфику и направленность коммерческой деятельности компании. Коды ОКВЭД потребуются в дальнейшем для составления налоговой отчетности компании.
    Кто регистрирует юридические лица 125

    Инструкция

  4. Утвердите объем уставного капитала организации. Минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 руб. для различных видов бизнеса. Если уставной капитал формируется группой учредителей, необходимо рассчитать равные доли для членов совета. В случае если минимальный уставной капитал не подходит для ровного разделения, его необходимо увеличить до получения равных сумм. Уставной капитал может превышать минимальный показатель и зависит от инвестиций, сделанных в компанию.
  5. Подготовьте решение учредительного совета или решение одного учредителя об открытии ООО. При оформлении документов необходимо соблюдать аккуратность заполнения, избегая ошибок в сокращениях и написании названий компании, указании регистрационных и прочих данных, в противном случае в регистрации будет отказано.
  6. Подготовьте и заполните форму Р11001, разработанную специально для подачи заявления о регистрации юридического лица. Избежать ошибок при заполнении можно, воспользовавшись программой, разработанной ФНС и находящейся на сайте инспекции, позволяющей произвести заполнение документа в полном объеме, без ошибок и правок. Уточним — заявление подписывается непосредственно при подаче, в присутствие сотрудника службы регистрации.
  7. Оплатите государственную пошлину в отделении банка. Оплата вносится в равном объеме, каждым из учредителей, указанных в заявлении. После уплаты, сотрудником банка должна быть выдана квитанция, подтверждающая прохождение платежа.
  8. Передайте документы в отделение ИФНС. Документы передаются лично лицом, на которое регистрируется ООО, или официальным представителем. Если привлекается представитель, потребуется нотариальное заверение и специальная отметка на документах.
Читайте так же:  Правила регистрации безработных граждан

Если предполагается использование упрощенной системы налогообложения, уведомление об этом также необходимо подготовить заранее и приложить его к пакету документов. Это позволит сэкономить время в дальнейшем и избежать дополнительного обращения в органы ФНС для оповещения о переходе на УСН. При передаче уведомления потребуется 2 образца.

Передача документов производится в порядке личного обращения либо через почту. При передаче почтой заявитель также будет оповещен по почте о принятии документов и положительном результате — регистрации ООО или, напротив, об отклонении пакета документов.

Размеры и особенности уплаты госпошлины

Внесение изменений в реестр является платной услугой. При подаче документов потребуется оплатить госпошлину в банке, перечислив сумму на счет, указанный ИФНС. После оплаты выдается квитанция, подтверждающая прохождение платежа. На момент подготовки материала размер госпошлины составляет 4 000 рублей. Сумма регулярно пересматривается, и уточнить ее актуальный размер можно, обратившись в службу ИФНС.

Квитанция должна быть в обязательном порядке приложена к заявлению о регистрации, в противном случае потребуется повторная уплата госпошлины или обращение в банк за подтверждением внесенной оплаты. В любом случае это негативно скажется на темпах принятия решения о регистрации юридического лица.

При соблюдении правил и подготовке полного пакета документов государственная регистрация юридического лица занимает минимум времени и заявитель может рассчитывать на быстрый, положительный результат.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Видео (кликните для воспроизведения).

© 2019 Право Денег · Копирование материалов сайта запрещено
Москва, Новогиреевская улица, 21 | Контакты | Карта сайта

Начинающие бизнесмены интересуются тем, каков порядок государственной регистрации юридических лиц. В связи с частым изменением российского законодательства перечень документов и форма заявления меняется практически ежегодно, что вызывает затруднения. Но порядок государственной регистрации юридических лиц остаётся прежним из года в год, как и сама процедура. Законодательством предусмотрен следующий алгоритм регистрации юридического лица:

В настоящее время изготовление печати для ИП и ООО не является обязательным, но, это целесообразно для предотвращения возможных проблем юридического характера в будущем, например, спорных ситуаций с контрагентами и государственными органами.

Порядок государственной регистрации юридических лиц, установленный государством, изменяется практически ежегодно, поэтому отследить все изменения и оформить документы на организацию правильно самостоятельно не всегда возможно. В связи с этим будет разумно обратиться за помощью в фирму по регистрации юридических лиц.

Законодательством установлен порядок государственной регистрации юридических лиц, при котором бумаги можно подать:

  • лично, явившись в налоговую инспекцию;
  • направить почтой с описью;
  • представить через многофункциональный центр;
  • отправить электронно с цифровой подписью.

Документы для постановки на учёт могут быть также направлены нотариусом по просьбе заявителя посредством информационно-телекоммуникационной сети. ФЗ о государственной регистрации №129 предусмотрены требования к документам, описанные в Приказе ФНС России № ММВ-7-6/, в которых утверждён порядок заполнения заявления и прочих документов, требующихся для прохождения процедуры регистрации.

Читайте так же:  Как оставить ребенка отцу при разводе?

Государственная регистрация

Государством устанавливаются общие правила создания (учреждения) субъектов экономической деятельности, а специальными государственными органами осуществляется их государственная регистрация.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация лица означает признание субъекта права и его статуса. Целями государственной регистрации называют:

  • государственный контроль ведения хозяйственной деятельности;
  • получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота1См.: Зыкова И. В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. № 1..

Согласно закону государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

В.В. Залесский толкует природу этих актов как гражданско-правовую, «так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики юридического лица как участника гражданского оборота»2Залесский В.В. Постатейный комментарий к закону о государственной регистрации юридических лиц // Право и экономика. 2002. № 2. С. 9.. Однако акт государственного органа власти по определению не может быть гражданско-правовым, он способен лишь порождать в дальнейшем гражданские права и обязанности или влиять на них. Именно этот смысл заложен и в ст. 8 ГК РФ, предусматривающей возникновение гражданских прав и обязанностей из актов государственных органов и органов местного самоуправления. В акте государственной регистрации находят отражение и контрольные полномочия органа исполнительной власти, который проверяет достаточность оснований (но не целесообразность) возникновения субъекта гражданского права, изменения его состояния или ликвидации.

В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба и ее органы. Ее результаты отражаются в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Однако рассмотренный закон распространяется не на все виды юридических лиц, поскольку «федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц» (ст. 10).

Так, в отношении торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, которые могут обладать, а могут и не обладать правами юридического лица, действует специальный порядок регистрации (в органах Министерства юстиции). Кроме того, особый порядок регистрации предусмотрен в отношении кредитных организаций (в Центральном банке РФ). В любом случае такая регистрация осуществляется во взаимодействии с налоговой службой, а государственной регистрацией юридических лиц является акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти (или субъекта со смешанным статусом — ЦБ РФ), принятие которого регулируется административным правом.

[3]

Особые правила государственной регистрации действуют в отношении иностранных организаций. Вообще, для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены определенные изъятия (отступления) из общего порядка (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Изъятия могут быть двоякого рода — ограничительного характера (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) и стимулирующего характера (льготы в интересах социально-экономического развития России).

Если иностранная организация создает в России юридическое лицо по российскому праву, то порядок будет общим. Однако регистрация филиала или представительства иностранного юридического лица происходит иначе. Легализацию представительств иностранных юридических лиц осуществляют разные государственные органы власти. Этот процесс регламентируется на подзаконном уровне. До сих пор в России не отменено Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций от 30 ноября 1989 г. (заметим, что в отношении кредитных организаций утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций от 7 октября 1997 г.). Уже в первом пункте названного Положения заложен принцип множественности государственных органов, принимающих участие в регистрации (в зависимости от вида деятельности иностранной фирмы).

Читайте так же:  Можно ли аннулировать развод?

Принцип множественности регистрирующих органов в какой-то мере сохраняется и сегодня. Вычленить государственные органы, которые осуществляют аккредитацию представительств иностранных юридических лиц, возможно из анализа положений о конкретных органах исполнительной власти, а также действующего законодательства. Результаты такого анализа представлены в таблице.

Центральный банк РФ Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ -0 Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации (ст. 52)
Торгово-промышленная палата РФ Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»    ТПП РФ выдает разрешения на открытие в РФ иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово- промышленных палат (п. 3 ст. 15)
Министерство юстиции РФ Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций (пп. 46 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ)
Федеральное агентство воздушного транспорта Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» Агентство осуществляет аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации (п. 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта)
ФГУП «Государственная регистрационная палата при Минюсте РФ» Приказ Минюста от 16 ноября 2005 г. № 220 Регистрационная палата осуществляет аккредитацию представительств и филиалов иностранных компаний на территории Российской Федерации и ведение их сводного государственного реестра

Из таблицы становятся наглядными недостатки нынешней системы аккредитации представительств иностранных юридических лиц:

  1. наблюдается смешение отраслевого и функционального принципов аккредитации, что, в свою очередь, ведет к пересечению и дублированию компетенций различных аккредитующих субъектов (так, выдачу разрешений на открытие представительств любых юридических лиц (без уточнения) осуществляет ТПП РФ — негосударственный орган);
  2. субъекты, осуществляющие аккредитацию, не всегда являются органами государственной власти (например, ЦБ РФ, ТПП РФ). При этом последствия аккредитации всегда одинаковы — это акт легализации, форма официализации статуса иностранного субъекта на территории России;
  3. как правило, аккредитации подлежит представительство, а не филиал (в отличие от предшествующего законодательства). Правда, ТПП РФ выдает просто разрешения на открытие;
  4. процесс легализации иностранного субъекта на территории России проходит либо как аккредитация, либо как выдача разрешения на открытие;
  5. не существует единого и равного для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования — в отношении ТПП РФ и Банка России действуют федеральные законы, в отношении остальных — подзаконные акты;
  6. жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют между собой, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Так, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами3См.: Еремеишвили Л.A. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // Государство и право на рубеже веков. Международное право (материалы Всероссийской конференции). М., 2000. С. 120.. Следовательно, мы не можем полноправно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц.

Вывод очевиден — система аккредитации представительств иностранных фирм в России нуждается в унификации.

Следует иметь в виду, что разрешение и аккредитация — разные понятия. В теоретическом ракурсе вопрос разрешается следующим образом. Посредством разных по своей сути разрешительных методов (государственная регистрация, сертификация, стандартизация, аккредитация, аттестация) государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении.

Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать «те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению». При этом разрешение выдается на совершение какой-либо деятельности, а лицензия — на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных критериев, требований4См.: Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. 2000. № 8. С. 22-24.. Таким образом, разрешение выступает более широким понятием по отношению к лицензии. Аналогичным образом решается вопрос о соотношении понятий выдачи разрешений и аккредитации: аккредитация — частный случай выдачи разрешения.

Читайте так же:  Кредитная задолженность физических лиц перед банками

В целом необходимо отмстить, что процедура государственной регистрации коммерческих организаций за прошедшие годы существенно упростилась и приблизилась к уведомительному порядку. Из процедуры регистрации исключено проведение правовой экспертизы документов на предмет их соответствия законодательству. «Это означает, что в случае представления всех предусмотренных законом документов создаваемая организация должна быть зарегистрирована даже при условии несоответствия поданных документов нормам российского законодательства»5Чумакова О. В. Регистрация юридических лиц: проблемы и пути их разрешения // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2008. N° 8. С. 56.. Законодатель установил довольно жесткую по отношению к регистрирующему органу процедуру принятия и рассмотрения документов, максимально ограничив административную дискрсцию.

Государственная регистрация юридических лиц — проявление легализующих функций государства. Практически каждый юридический факт, определяющий возможности участия субъектов экономической деятельности в различного рода правоотношениях, фиксируется государством посредством осуществления государственной регистрации. Основным способом выполнения этой функции является ведение государственных кадастров, реестров и регистров. Из многочисленных нормативных актов, издаваемых самыми различными органами федеральной власти по вопросам ведения реестров и кадастров, тяжело составить даже подобие системы (отметим, что выделенные нами ниже категории объектов процитированы из действующего законодательства и потому не всегда корреспондируют с научной классификацией).

Итак, в области экономики осуществляется государственная регистрация:

субъектов:

  1. общая регистрация — налогоплательщиков; российских юридических лиц; юридических лиц с иностранным участием; кредитных организаций и кредитных организаций с иностранным участием; индивидуальных предпринимателей;
  2. специальная регистрация субъектов, ведущих определенную деятельность или обладающих какими-либо специфическими характеристиками — субъектов естественных монополий (в топливно-энергетическом комплексе, в области связи и на транспорте); организаций, имеющих право осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения; банков, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами; финансово-промышленных групп;

объектов:

  1. объектов прав — недвижимости; земли; федерального имущества; ценных бумаг; облигаций ЦБ РФ;
  2. продукции и иных результатов деятельности — опасных производственных объектов; гидротехнических сооружений; основного технологического оборудования для производства этилового спирта; изделий медицинского назначения и медицинской техники; денатурированного этилового спирта; новых пищевых продуктов, материалов и изделий;
  3. сделок — сделок с недвижимостью; контрактов, по которым предоставляются льготы в отношении уплаты ввозных таможенных пошлин; сделок с рыбопромышленными судами;

параметров — показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий; показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

лицензий (мы понимаем, что по своей сути это есть реестр субъектов, ведущих определенную деятельность, однако законодательство оперирует понятием именно реестра лицензий).

Добавим, что функциями по государственной регистрации и ведению различных реестров обладает практически каждый федеральный орган исполнительной власти. Ведутся реестры аэропортов, регистр гидротехнических сооружений, реестр пользователей водных биологических ресурсов, СМИ, объектов культурного наследия, уникальных документов и пр.

Имея теперь представление о масштабах и многообразии деятельности по государственной регистрации, обратимся к определению этого института.

Государственная регистрация как правовой институт характеризуется следующими признаками:

  1. установление се требований и процедур прежде всего законами;
  2. государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица;
  3. обязанность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов;
  4. обладание юридико-информационной ценностью.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
  2. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
  3. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  4. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.
Кто регистрирует юридические лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here