Конституционный контроль во франции

Просто о сложном на тему: Конституционный контроль во франции с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного сове­та — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.

Читайте так же:  Встречный иск об алиментах при разводе

Государственный совет назначается президентом и дает заключе­ния правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, пред­варительным. Последующий конституционный контроль осуществляет­ся лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обра­щении граждан в административные суды (в конечном счете — в Госу­дарственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

По Конституции и Органическому Закону 1958 года во Франции предусмотрено создание специализированного органа конституционного контроля – Конституционного Совета (КС).

Конституционному Совету посвящена глава VII Конституции Франции, статьи с 56 по 63.

Конституционный контроль появился во Франции в 1958 году, после принятия Конституции 1958 года и учреждения V Республики. До этого правовая традиция Франции сопротивлялась введению такого контроля, основываясь на приоритете закона «как выражении общей воли». В Конституции 1946 года было предусмотренного создание Конституционного Комитета, обладавшего совещательными правами. Необходимость «потеснить» парламент, который по французской традиции обладал всеобщей компетенцией, и разграничить компетенцию между исполнительной и законодательной властью привела к созданию не конституционного суда, а Конституционного Совета. Эволюция этого органа, которая проходила в два этапа в 70-х годах XX века, превратила его из «цепного пса исполнительной власти», стоящего на страже статей 34, 37 Конституции Франции, регулирующих компетенцию законодательной и исполнительной власти, в орган по защите прав и свобод. Конституционный Совет, принимая решение от 16 июля 1971 года, наделил себя правом толкования не только Конституции, но и преамбулы к Конституции, в которой упоминаются права и свободы. Таким образом, он вышел из установленных рамок и стал проводить контроль законов на соответствие принципам, заложенным в так называемом конституционном блоке законодательства.

Читайте так же:  Норматив утилизации для экологического сбора

Порядок формирования:

Конституционный Совет – независимый государственный орган, осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе. В состав КС входит 9 членов, назначаемые сроком на 9 лет, из них 3 назначаются Президентом, 3 – Председателем Национального Собрания, 3 – Председателем Сената. Состав КС обновляется на 1/3 каждые 3 года. Также в состав входят exofficio все бывшие президенты Французской Республики:

ü Валери Жискар д’Эстен;

ü Жак Ширак: был условно осужден за злоупотребление доверием (продажа должностей в городскую мэрию); вследствие этого отказался от участия в заседаниях КС;

ü Николя Саркози (покинул КС в июле 2013 года).

Председатель КС назначается Президентом. Он руководит работой КС и представляет его на официальных церемониях, а также занимает 5 место в официальной иерархии должностных лиц Республики после Президента, ПМ и председателей Палат.

Члены КС не обязаны иметь юридическое образование, но должны обладать полным набором избирательных прав. Членам КС запрещено заниматься политической деятельностью. Исключений из состава до сих пор не было. Кворум — 7 человек.

Полномочия:

1) Проверка конституционности законов;

2) Формулировка основополагающих конституционных принципов и, следовательно, обеспечение единства и согласованности всего конституционного блока;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3) Толкование законов и Конституции («толкование с оговоркой», позволяющее «примирить» норму закона с принципами конституционного правопорядка);

4) «Судья по выборам»: уполномочен следить за тем, как проходят выборы; производить официальную регистрацию кандидатов; определять результаты голосования или отменять их; рассматривать жалобы на легитимность выборов в Парламент;

5) Определяет, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституции;

6) Рассмотрение индивидуальных конституционных жалоб (с 2008 г.!!! см. ниже).

Решения КС окончательны и обжалованию не подлежат. Он играет роль «высшего арбитра», к мнению которого прислушиваются и Государственный совет, и Кассационный суд. Подобная ситуация усиливает значение Конституционного Совета и ставит две высшие судебные инстанции в фактически подчинённое ему положение.

Читайте так же:  Новые знаки дорожного движения с пояснениями

Объектом проверки не могут быть:

— Законы о конституционных поправках;

— Законы, принятые на референдуме;

— Подзаконные акты,

— Вопросы соблюдения парламентской процедуры;

— Ранее рассмотренные законы (за исключением случаев, в которых имело место быть особое «изменение обстоятельств»).

До 2008 года КС относился к квазисудебным органам конституционного контроля в силу закрытости конституционного производства и невозможности рассмотрения индивидуальных конституционных жалоб. Однако конституционная реформа 2008 года преобразовала его в полноценный судебный орган по защите прав и свобод граждан, предусмотрев создание правового института последующего (конкретного) конституционного контроля.

Последующий конституционный контроль — механизм защиты прав и свобод гражданина, при котором рассматриваются индивидуальные жалобы. Относительно данной процедуры Закон использует термин «приоритетный вопрос о конституционности»: вопрос, поставленный перед судом, должен быть разрешен без промедления.

Любой гражданин имеет право заявить, что применяемое при рассмотрении его дела в суде законодательное положение посягает на права и свободы, гарантированные ему Конституцией. При этом сам судья не может поставить вопрос о конституционности: он лишь дает первоначальную оценку запросу и незамедлительно передает его в Кассационный суд или Государственный совет (в зависимости от юрисдикционной принадлежности дела). Последние принимают решение об обращении в Конституционный совет только в том случае, если найдут изначальные претензии гражданина обоснованными. Такое предварительное рассмотрение вопроса представляет собой своего рода фильтр, который упорядочивает процедуру в целом и делает более эффективной деятельность Конституционного Совета.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 318;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
Читайте так же:  Исковые заявления в суд по жилищным вопросам
Конституционный контроль во франции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here