Комиссия по закупкам по 44 фз положение

Просто о сложном на тему: Комиссия по закупкам по 44 фз положение с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

При осуществлении закупок, в том числе электронных аукционов, я создаю отдельную комиссию для каждой закупки. В моих учреждениях нет единой комиссии.

Для каждой закупки приказом руководителя учреждения создается комиссия и утверждается положение об этой комиссии. Предлагаю вам мой вариант такого приказа и положения, которые прошли уже не одну проверку.

Приказ и положение об аукционной комиссииСкачать

P.S. Почему я создаю отдельную комиссию для каждой закупки? Дело в том, что еще со времен Закона 94-ФЗ идет спор о том, подлежат ли плановым проверкам такие комиссии. Подробнее об этом я напишу отдельно.

Комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее — поставщик), если закупки осуществляются конкурентными способами. В случае проведения закупки у единственного поставщика комиссию создавать не требуется (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее — Закон N 44-ФЗ).

Заказчику для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав, назначить председателя, установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Комиссия по осуществлению закупок создается и определяется порядок ее работы до начала проведения закупки, т.е. не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

В ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ указаны виды комиссий по осуществлению закупок, которые могут быть созданы заказчиками. Заказчик вправе создать комиссию, как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика.

Заказчик в зависимости от способа определения поставщиков может формировать комиссии следующих видов:

— конкурсная комиссия — для проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса;

— аукционная комиссия — для проведения электронного аукциона, закрытого аукциона;

— котировочная комиссия — для проведения запроса котировок;

— комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — для проведения запроса предложений;

— единая комиссия — независимо от способа.

Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено.

Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Законом N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39):

1) эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;

2) лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;

3) лица, подавшие заявки на участие в закупке;

4) лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;

5) лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;

6) лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;

7) должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В случае выявления в составе комиссии лиц, на привлечение которых установлен запрет, они подлежат замене (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Решения о создании комиссии по осуществлению закупок оформляется приказом.

В приказе целесообразно указать:

1) вид комиссии по осуществлению закупки (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);

2) фамилию, имя, отчество, должность председателя комиссии;

3) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии;

4) порядок работы комиссии.

Порядок работы комиссии устанавливается заказчиком в положении о комиссии по осуществлению закупок. Наличие этого документа не является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ. При отсутствии положения порядок работы комиссии может быть определен в приказе о ее создании.

В положении о комиссии по осуществлению закупок целесообразно указать:

1) порядок и сроки уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания;

2) запрет на проведение заочного голосования при принятии решения;

3) условие о том, что комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 50% общего числа ее членов;

4) запрет на передачу (делегирование) членами комиссии своих полномочий третьим лицам;

5) порядок (регламент) проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок;

6) права и обязанности председателя комиссии, членов комиссии, секретаря комиссии (при наличии) при определении поставщика каждым из предусмотренных способов закупки;

7) ответственность членов комиссии;

8) основания, сроки и порядок ротации членов комиссии.

Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика, принявшего решение о ее создании (ч. 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Необходимость такой замены может возникнуть как по инициативе заказчика, так и в связи с выявлением факта несоответствия лица, входящего в состав комиссии, требованиям к членам комиссии, увольнением такого лица и другими обстоятельствами.

Заменить члена комиссии необходимо незамедлительно после выявления его несоответствия требованиям Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Если замена вызвана другими обстоятельствами (увольнением, болезнью, длительным отпуском и т.п.), то произвести замену целесообразно сразу после обнаружения указанных обстоятельств, учитывая, что для работы комиссии необходимо присутствие не менее 50% ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Фиксация решения о замене члена комиссии, осуществляется изданием соответствующего распорядительного документа. Если решение о создании комиссии отражено в приказе, то замену в ее составе целесообразно оформить аналогичным образом.

Закупочные ситуации

Переходим к нашей основной теме. Один из первых пунктов здесь – это особые закупочные ситуации.

Определение особой закупочной ситуации существует разве что только в едином отраслевом стандарте закупок Госкорпорации «Росатом».
Но если берем в целом, то особая закупочная ситуация – это закупочная ситуация, когда типовые правила проведения закупок неприемлемы или неудобны по каким-либо причинам.
Есть категория заказчиков, у которых каждая закупка имеет свою определенную уникальность. Помимо этого, особая закупочная ситуация – это, возможно, дополнительные элементы закупочных процедур.

Примеры: закрытые процедуры в силу предмета контракта (государственная или коммерческая тайна), лизинг, финансовые услуги, рамочные договоры, переторжка, мелкие закупки, соисполнительство, дозакупки и т.д.

[1]

Комиссия по закупкам по 44 фз положение 163

Первое, о чем мы поговорим, это коммерческая тайна, потому что именно здесь зачастую возникает недопонимание в силу отсутствия четкого определения, какие из закупок следует отнести к коммерческой тайне.

Читайте так же:  Завещание не имеющее силы

В соответствии с законодательством РФ коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В закупочной деятельности это понятие применяется очень широко. Вариантов решения вопросов о коммерческой тайне большое количество. Надо заранее понимать, что так как 223-ФЗ абсолютно рамочный закон, поэтому каждый может придумать свою собственную процедуру и работать по ней как он хочет, но обычно это делается несколькими способами. Либо в открытой, либо в закрытой форме.

Если закрытые торги, то здесь обусловлено коммерческой тайной и документация предоставляется в усеченном виде, не полностью. 223-ФЗ обязывает публиковать итоговые протоколы процедур. Часто по результатам таких протоколов издается итоговый приказ об утверждении результатов. Таким образом, если я сделал приказ, то, формально не нарушая закон, я имею возможность его не размещать, и никто не узнает результат закупки, кроме самих участников. Лучше к этому в своем положении о закупке не прибегать, но формально эта возможность есть.

Второй вариант – это закрытая форма. Проводится, предположим, предварительный квалификационный отбор или двухэтапная процедура с квалификационным отбором. Это делается также в случае, например, гостайны. Прописывается, что проводится двухэтапная процедура или одноэтапная, но с квалификационным отбором.

[2]

Комиссия по закупкам по 44 фз положение 163

На первом этапе поставщики подают заявки,в которых отсутствует коммерческое предложение, или же просто документы, подтверждающие их соответствие требованиям, прописанным в документации. Помимо этого, в составе заявки будет договор о соблюдении конфиденциальности информации, которым поставщик гарантирует неразглашение информации о процедуре третьим лицам.

Помимо государственной и коммерческой тайны, мы можем применять закрытые процедуры и в иных случаях. Весь вопрос в том, как мы определим, что у нас открытая процедура, что – закрытая. [3]

При всех процедурах, где нет гостайны, в обязательном порядке публикуется извещение. В извещении, в документации указываем, что торги закрытые. Единственный вопрос – как вы обоснуете, почему необходимо, чтобы сам заказчик определял круг участников, которых он допускает к процедуре.

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 

[4]

Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

5.1. Разработка документации о закупке (извещение, документация, проект договора)

Следующий вопрос, о котором мы поговорим, это «рамочные» договоры.

Комиссия по закупкам по 44 фз положение 163

Законодательство не содержит описания и однозначного определения, что такое «рамочный» договор. Но уже из самого названия следует, что это договоры, в которых не все до конца определено. Условно существует три основных группы «рамочных» договоров.

Первая группа: контракты без цены и объемов.

Допустим, две компании заключили «рамочный» договор о поставке продукции на длительный срок без указания цены и объемов поставок. Но в этом договоре буде прописано, что объем продукции и ее цена определяются на момент заявки, на момент отгрузки. Фактически, каждый раз заявка по такому договору носит силу договора.

Но при этом важно помнить, что такая закупка по «рамочному» договору – это все равно закупка по 223-ФЗ, потому что она возникла не по договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ. Конкретный договор как таковой не существует с правовой точки зрения. Таким образом, вы можете в положении о закупке прописать, что закупки осуществляются по ранее заключенному «рамочному» договору, в соответствии с ранее взятыми на себя договорными обязательствами.

Вторая группа: контракты с открытыми условиями.

Здесь речь идет о том, что в договоре определены практически все условия: конкретный ассортимент, максимальная цена (определяется так же на день поставки). Фактически в договоре не хватает чего-то одного. Например, стоимости. Если определен предел в денежном отношении, а объем не указан, всегда возникает вопрос – насколько цена, получаемая в ходе данной процедуры, адекватна рыночной.

Третья группа: по конкретным заявкам заказчика.

Поставки осуществляются только по конкретным заявкам заказчика. По сути это не рамочный договор, а так называемый контракт с выборками. Допустим, у меня есть определенный лимит средств и ряд позиций, по которым я намерен заказывать продукцию. Что конкретно из этого я буду покупать и в каком объеме, я не знаю, но не более чем на выделенную сумму.

Извещение о закупке является неотъемлемой частью документации согласно ч.8 ст.4 Закона №223-ФЗ. При разработке извещения и документации о закупке следует руководствоваться ч.8-10 ст.4 Закона №223-ФЗ и положением о закупке.

1) способ закупки (в соответствии с положением о закупке);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

Читайте так же:  Как построить свой бизнес с нуля?

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Заказчик вправе указывать иные сведения, если такая возможность предусмотрена его положением о закупке.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.

Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ. 

Переторжка по 223-ФЗ

Переторжка – это попытка придать конкурентной процедуре дополнительной степени состязательности. Законодательно никак не определена. Может проводиться как самостоятельная процедура и как элемент других процедур.

Эффективна в тех случаях, когда по результатам процедуры заказчик остается ими не удовлетворен. Здесь переторжка является идеальной самостоятельной процедурой, которая подразумевает, что на первом этапе даются коммерческие предложения, заказчик их рассматривает, оценивает, сопоставляет, после чего объявляет, что приоритетная определенная продукция в определенных объемах по определенной цене.

После этого осуществляется непосредственно переторжка. Она проводится в очной или заочной форме.

Очная форма – это «онлайн-состязание».

При проведении переторжки в заочной форме дается время на пересчет условий, после чего подаются окончательные предложения. Необязательно при проведении переторжки руководствоваться только критерием цены. Можно по сути запросить новое коммерческое предложение. Единственный минус в том, что переторжка дает удобную почву для сговора между поставщиками, потому что они друг друга видят.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На практике переторжка помогает сэкономить до 15% от цены по первой процедуре.

Несомненный плюс проведения переторжки с использованием электронных торговых площадок состоит в том, ЭТП в силу своей механики не дают возможности участникам узнать кто есть кто.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Дозакупка

Здесь речь о двух ситуациях. Первая – это варианты, когда происходите изменении договоров в случаях, предусмотренных 223-ФЗ, вторая – по уже исполненным договорам.

  • «изменены условия по цене закупаемой продукции»;
  • «изменены условия по количеству/объему продукции»;
  • «изменены условия по сроку действия договора».

При этом формально возможно не конкретизировать изменения, соблюдая при этом закон.

Второй вариант, когда осуществляется дозакупка, это дозакупка по исполненным договорам. Ее мы как раз имеем полное право прописать как закупку у единственного поставщика. Заказчик прописывает в положении также предел допустимой дозакупки в процентах от первоначально заключенного договора. При этом необходимо помнить, что все, что касается закупочной деятельности, соответствовать базовым принципам 223-ФЗ.

В частности, здесь необходимо объяснить, почему вы проводите дозакупку, а не отдельную процедуру с новыми поставщиками . Например, идут строительно-монтажные работы, тогда логичнее, когда подрядчик, который строил здание, будет что-то достраивать, потому что он знает, какие материалы, технологии необходимо применить и т.д.

Основные нарушения, связанные с исполнением 223-ФЗ в административной и арбитражной практике:

  • Положение не соответствует 223-ФЗ буквально или опосредованно (несоблюдение принципов);
  • Нарушение собственного положения о закупке;
  • Неэлектронная форма закупки;
  • Неразмещение информации на сайте;
  • Нарушение порядка оценки;
  • Незаконный допуск/недопуск.

Федеральная антимонопольная служба в основном рассматривает нарушение порядка проведения закупки в соответствии с положением/документацией и нарушения по ст.17 закона №135-ФЗ, выдает обязательные к исполнению предписания.

Прокуратура рассматривает нарушения непосредственно 223-ФЗ (в частности, принципы), а также наличие коррупциогенных факторов.

Суд – это защита конкретных прав сторон. Зачастую признание нарушения прав стороны не ведет к последствиям.

Если физическое или юридическое лицо не является участником закупки, то такое лицо не может обжаловать документацию заказчика, если не докажет, что были нарушены его права и интересы.

Не любое нарушение правил проведения торгов может являться основанием для признания торгов недействительными, а лишь те нарушения, которые существенно повлияли на права участников торгов: необоснованный отказ в принятии заявки на участие в торгах, отсутствие должной информации о месте и времени проведения торгов, нарушение правил оценки и сопоставления заявок.

Читайте так же:  Заключение контракта по запросу котировок

Само по себе признание протокола закупочной комиссии по оценке предложений и выбору победителей незаконным не решает вопрос о восстановлении нарушенного права.

Если рамочное соглашение с победителем торгов уже исполняется, оно не может быть признано недействительным, поскольку стороны не могут быть приведены в первоначальное положение.

Если в качестве подкритерия критерия «квалификация участника конкурса» учитывается только наличие опыта сотрудничества с самим заказчиком является нарушением.

Вопросы слушателей

Вопрос: Как работать МУПу по положению о закупке, если его разместили на сайте только в марте 2014 года? Как быть с договорами на поставку товаров, которые были заключены в 2013 году?Ответ: Договоры на поставки 2013 года работают. Если положение разместили в марте 2014 года, с марта 2014 и работаете.

Вопрос: Автономному учреждению необходимо заключить договор аренды нежилого помещения. Относится ли это к закупке у единственного поставщика? Надо ли публиковать на сайте?Ответ: Формально сделки с недвижимостью не являются предметом регулирования 223-ФЗ. Но во избежание конфликтных ситуаций пропишите единственный источник.

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков).

Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий,

Закупочные ситуации

Переходим к нашей основной теме. Один из первых пунктов здесь – это особые закупочные ситуации.

Определение особой закупочной ситуации существует разве что только в едином отраслевом стандарте закупок Госкорпорации «Росатом».
Но если берем в целом, то особая закупочная ситуация – это закупочная ситуация, когда типовые правила проведения закупок неприемлемы или неудобны по каким-либо причинам.
Есть категория заказчиков, у которых каждая закупка имеет свою определенную уникальность. Помимо этого, особая закупочная ситуация – это, возможно, дополнительные элементы закупочных процедур.

Примеры: закрытые процедуры в силу предмета контракта (государственная или коммерческая тайна), лизинг, финансовые услуги, рамочные договоры, переторжка, мелкие закупки, соисполнительство, дозакупки и т.д.

[1]

Комиссия по закупкам по 44 фз положение 163

Первое, о чем мы поговорим, это коммерческая тайна, потому что именно здесь зачастую возникает недопонимание в силу отсутствия четкого определения, какие из закупок следует отнести к коммерческой тайне.

В соответствии с законодательством РФ коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В закупочной деятельности это понятие применяется очень широко. Вариантов решения вопросов о коммерческой тайне большое количество. Надо заранее понимать, что так как 223-ФЗ абсолютно рамочный закон, поэтому каждый может придумать свою собственную процедуру и работать по ней как он хочет, но обычно это делается несколькими способами. Либо в открытой, либо в закрытой форме.

Если закрытые торги, то здесь обусловлено коммерческой тайной и документация предоставляется в усеченном виде, не полностью. 223-ФЗ обязывает публиковать итоговые протоколы процедур. Часто по результатам таких протоколов издается итоговый приказ об утверждении результатов. Таким образом, если я сделал приказ, то, формально не нарушая закон, я имею возможность его не размещать, и никто не узнает результат закупки, кроме самих участников. Лучше к этому в своем положении о закупке не прибегать, но формально эта возможность есть.

Второй вариант – это закрытая форма. Проводится, предположим, предварительный квалификационный отбор или двухэтапная процедура с квалификационным отбором. Это делается также в случае, например, гостайны. Прописывается, что проводится двухэтапная процедура или одноэтапная, но с квалификационным отбором.

[2]

Комиссия по закупкам по 44 фз положение 163

На первом этапе поставщики подают заявки,в которых отсутствует коммерческое предложение, или же просто документы, подтверждающие их соответствие требованиям, прописанным в документации. Помимо этого, в составе заявки будет договор о соблюдении конфиденциальности информации, которым поставщик гарантирует неразглашение информации о процедуре третьим лицам.

Помимо государственной и коммерческой тайны, мы можем применять закрытые процедуры и в иных случаях. Весь вопрос в том, как мы определим, что у нас открытая процедура, что – закрытая. [3]

При всех процедурах, где нет гостайны, в обязательном порядке публикуется извещение. В извещении, в документации указываем, что торги закрытые. Единственный вопрос – как вы обоснуете, почему необходимо, чтобы сам заказчик определял круг участников, которых он допускает к процедуре.

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 

[4]

Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем
Читайте так же:  Сколько стоит вступить в наследство: стоимость, госпошлина, нотариальный тариф

5.1. Разработка документации о закупке (извещение, документация, проект договора)

Следующий вопрос, о котором мы поговорим, это «рамочные» договоры.

Комиссия по закупкам по 44 фз положение 163

Законодательство не содержит описания и однозначного определения, что такое «рамочный» договор. Но уже из самого названия следует, что это договоры, в которых не все до конца определено. Условно существует три основных группы «рамочных» договоров.

Первая группа: контракты без цены и объемов.

Допустим, две компании заключили «рамочный» договор о поставке продукции на длительный срок без указания цены и объемов поставок. Но в этом договоре буде прописано, что объем продукции и ее цена определяются на момент заявки, на момент отгрузки. Фактически, каждый раз заявка по такому договору носит силу договора.

Но при этом важно помнить, что такая закупка по «рамочному» договору – это все равно закупка по 223-ФЗ, потому что она возникла не по договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ. Конкретный договор как таковой не существует с правовой точки зрения. Таким образом, вы можете в положении о закупке прописать, что закупки осуществляются по ранее заключенному «рамочному» договору, в соответствии с ранее взятыми на себя договорными обязательствами.

Вторая группа: контракты с открытыми условиями.

Здесь речь идет о том, что в договоре определены практически все условия: конкретный ассортимент, максимальная цена (определяется так же на день поставки). Фактически в договоре не хватает чего-то одного. Например, стоимости. Если определен предел в денежном отношении, а объем не указан, всегда возникает вопрос – насколько цена, получаемая в ходе данной процедуры, адекватна рыночной.

Третья группа: по конкретным заявкам заказчика.

Поставки осуществляются только по конкретным заявкам заказчика. По сути это не рамочный договор, а так называемый контракт с выборками. Допустим, у меня есть определенный лимит средств и ряд позиций, по которым я намерен заказывать продукцию. Что конкретно из этого я буду покупать и в каком объеме, я не знаю, но не более чем на выделенную сумму.

Извещение о закупке является неотъемлемой частью документации согласно ч.8 ст.4 Закона №223-ФЗ. При разработке извещения и документации о закупке следует руководствоваться ч.8-10 ст.4 Закона №223-ФЗ и положением о закупке.

1) способ закупки (в соответствии с положением о закупке);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Заказчик вправе указывать иные сведения, если такая возможность предусмотрена его положением о закупке.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.

Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ. 

Переторжка по 223-ФЗ

Переторжка – это попытка придать конкурентной процедуре дополнительной степени состязательности. Законодательно никак не определена. Может проводиться как самостоятельная процедура и как элемент других процедур.

Эффективна в тех случаях, когда по результатам процедуры заказчик остается ими не удовлетворен. Здесь переторжка является идеальной самостоятельной процедурой, которая подразумевает, что на первом этапе даются коммерческие предложения, заказчик их рассматривает, оценивает, сопоставляет, после чего объявляет, что приоритетная определенная продукция в определенных объемах по определенной цене.

После этого осуществляется непосредственно переторжка. Она проводится в очной или заочной форме.

Очная форма – это «онлайн-состязание».

При проведении переторжки в заочной форме дается время на пересчет условий, после чего подаются окончательные предложения. Необязательно при проведении переторжки руководствоваться только критерием цены. Можно по сути запросить новое коммерческое предложение. Единственный минус в том, что переторжка дает удобную почву для сговора между поставщиками, потому что они друг друга видят.

На практике переторжка помогает сэкономить до 15% от цены по первой процедуре.

Несомненный плюс проведения переторжки с использованием электронных торговых площадок состоит в том, ЭТП в силу своей механики не дают возможности участникам узнать кто есть кто.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Читайте так же:  Порядок перехода с осно на усн

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Дозакупка

Здесь речь о двух ситуациях. Первая – это варианты, когда происходите изменении договоров в случаях, предусмотренных 223-ФЗ, вторая – по уже исполненным договорам.

  • «изменены условия по цене закупаемой продукции»;
  • «изменены условия по количеству/объему продукции»;
  • «изменены условия по сроку действия договора».

При этом формально возможно не конкретизировать изменения, соблюдая при этом закон.

Второй вариант, когда осуществляется дозакупка, это дозакупка по исполненным договорам. Ее мы как раз имеем полное право прописать как закупку у единственного поставщика. Заказчик прописывает в положении также предел допустимой дозакупки в процентах от первоначально заключенного договора. При этом необходимо помнить, что все, что касается закупочной деятельности, соответствовать базовым принципам 223-ФЗ.

В частности, здесь необходимо объяснить, почему вы проводите дозакупку, а не отдельную процедуру с новыми поставщиками . Например, идут строительно-монтажные работы, тогда логичнее, когда подрядчик, который строил здание, будет что-то достраивать, потому что он знает, какие материалы, технологии необходимо применить и т.д.

Основные нарушения, связанные с исполнением 223-ФЗ в административной и арбитражной практике:

  • Положение не соответствует 223-ФЗ буквально или опосредованно (несоблюдение принципов);
  • Нарушение собственного положения о закупке;
  • Неэлектронная форма закупки;
  • Неразмещение информации на сайте;
  • Нарушение порядка оценки;
  • Незаконный допуск/недопуск.

Федеральная антимонопольная служба в основном рассматривает нарушение порядка проведения закупки в соответствии с положением/документацией и нарушения по ст.17 закона №135-ФЗ, выдает обязательные к исполнению предписания.

Прокуратура рассматривает нарушения непосредственно 223-ФЗ (в частности, принципы), а также наличие коррупциогенных факторов.

Суд – это защита конкретных прав сторон. Зачастую признание нарушения прав стороны не ведет к последствиям.

Если физическое или юридическое лицо не является участником закупки, то такое лицо не может обжаловать документацию заказчика, если не докажет, что были нарушены его права и интересы.

Не любое нарушение правил проведения торгов может являться основанием для признания торгов недействительными, а лишь те нарушения, которые существенно повлияли на права участников торгов: необоснованный отказ в принятии заявки на участие в торгах, отсутствие должной информации о месте и времени проведения торгов, нарушение правил оценки и сопоставления заявок.

Само по себе признание протокола закупочной комиссии по оценке предложений и выбору победителей незаконным не решает вопрос о восстановлении нарушенного права.

Если рамочное соглашение с победителем торгов уже исполняется, оно не может быть признано недействительным, поскольку стороны не могут быть приведены в первоначальное положение.

Если в качестве подкритерия критерия «квалификация участника конкурса» учитывается только наличие опыта сотрудничества с самим заказчиком является нарушением.

Вопросы слушателей

Вопрос: Как работать МУПу по положению о закупке, если его разместили на сайте только в марте 2014 года? Как быть с договорами на поставку товаров, которые были заключены в 2013 году?Ответ: Договоры на поставки 2013 года работают. Если положение разместили в марте 2014 года, с марта 2014 и работаете.

Вопрос: Автономному учреждению необходимо заключить договор аренды нежилого помещения. Относится ли это к закупке у единственного поставщика? Надо ли публиковать на сайте?Ответ: Формально сделки с недвижимостью не являются предметом регулирования 223-ФЗ. Но во избежание конфликтных ситуаций пропишите единственный источник.

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков).

Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий,
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  2. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
  3. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
  4. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Комиссия по закупкам по 44 фз положение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here