Финансовый год (business year) — период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные финансовые планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов. Этот период используется при несовпадении бюджетного года с календарным.
Финансовый год равен 12 месяцам, причем его начало, и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах. На установление сроков действия финансового года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей.
Финансовый год —
- то же, что и бюджетный год, период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет. Финансовый год может не совпадать с астрономическим, календарным годом;
- законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.
Начало и конец финансового года как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, т.к. именно последние определяют для юридических и физических лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и деклараций, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности.
В большинстве стран финансовый год соответствует календарному году: в некоторых — начало и конец финансового года не совпадают с календарным (например, в Великобритании и Японии финансовый год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде — с 1 июля по 30 июня; в США — с 1 октября по 30 сентября; в Турции — с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране.
В России исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьского переворота 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим положением и Гражданской войной. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен финансовый год, соответствующий календарному году.
На текущий момент в отечественной практике финансовый год совпадает с календарным. В течение финансового года действуют и исполняются планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов.
Налоги
Налоги и их оплата
Когда начинается и заканчивается финансовый год в Англии?
Финансовый год в Великобритании начинается 6 апреля и заканчивая 5 апреля. Например, 2014/2015 финансовый год начинается 06/04/2014 заканчивается 05/04/2015.
Кто должен предоставить декларацию о доходах (Self-Assessment)?
Декларацию о доходах должны предоставить лица, зарегистрированые как self-employed, т.е. фрилансер (англ. Sole trader) или члены партнерства (англ. Partnership). Декларацию тоже должны предоставить директора компании, акционеры, лица получающие доход от дивидентов или от аренды, а также работники компании, которые имеют расходы, связаные с работой.
Кто может вернуть переплату налогов?
Налоги могут быть возвращены работнику или фрилансеру, который переплатил налог за финансовый год. Переплата может произойти из-за следующих причин:
- Вы работали более чем на одной работе в тот же финансовый год;
- На рабочем месте при расчетах был использован неверный код налогов;
- Вы внештатный работник (фрилансер) и имеете затраты связаные с бизнесом;
- Вы были сотрудником (employee) и фрилансером (self-employed) в том же финансовым году.
Сколько времени может занять возврат налога?
Когда я должен заполнить налоговую декларацию (Self-assessment)?
Что такое форма P60?
В конце каждого финансового года, ваш работодатель должен предоставить вам форму P60, которая отражает ваш заработок на рабочем месте в прошлом финансовом году и уплату налогов. Эта форма должна быть выдана каждому работнику до 19 мая.
Что такое форма P45?
Эта форма выдается работнику, который оставляет рабочее место, вместе с последним отчетом о зарплате. В форме заполняется информация за текущий налоговый год.
Налоговая декларация была подана, но по-прежнему не возвращают переплаченные налоги, почему?
Налоговая декларация предoставляется на основе имеющихся данных о доходах: включая доходы от работы по договору (если таковые имеются), доходы от работы внештатным сотрудником (фрилансером) и другие доходы. Если возникает разница между задекларироваными доходами и данными HMRC, возврат будет задержан в ожидании проверки. Возврат налогов также может быть задержан из-за чрезмерных расходов на бизнес.
Могу ли я вернуть все уплаченые налоги, если планирую покинуть Великобританию и не планирую возвращаться?
Нет, это всего лишь миф.
Фиск (лат. fiscus, буквально — «корзина» или «денежный ящик») — государственная казна.
В Древнем Риме фиском называли военную кассу, где хранились деньги, предназначенные к выдаче.
Со времени Августа (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.) фиском стала называться частная касса императора, находившаяся в ведении чиновников и пополняемая доходами с имперских провинций и другими средствами, в противовес эрарию (лат. aerarium) — сенатской казне.
Фиском называлось также и всё имперское управление. С IV в. фиск стал единым общегосударственным финансовым центром Римской империи, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты и пр.
Фискальный год, финансовый год — традиционный период времени, на который устанавливается бюджет — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.).
Также известен как бюджетный год или фискальный год, от лат. fiscus — государственная казна.
Обычно финансовый год совпадает с календарным. В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного. Например, в США финансовый год — с 1 октября по 30 сентября.
В России финансовый год начинается 1 апреля
В России финансовый год начинается 1 апреля и завершается 31 марта.
Один из признаков финансовой колонии, — стремление оккупационной администрации увеличить фискальные показатели. Чиновники национальных государственных служб, стремящиеся оптимизировать, максимально уменьшить налоги на гражданское общество, перерождаются в «офицеров» спец. органов по выколачиванию налогов.
Все сферы экономического взаимодействия граждан, не поддающиеся обложению налоговым ярмом, объявляются ущербными, устаревшими и угнетаются. Яркий пример — бартер.
См. также
- 1 апреля
- Год финансового дурака (2009)
- Финансовая колония
- Бюджет
- Налоги
Ссылки
- en: Fiscal year
- ↑ статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Тема 10. Бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации
Краткое содержание темы. Бюджет: понятие, сущность, функции..
Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения.
Консолидированный бюджет. Расширенный бюджет.
10.1. Бюджет: понятие, сущность, функции
Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686 – 1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. В Росси первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 году на следующий, 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 года начинается составление бюджета России.
Понятие «бюджет» буквально означает денежная сумма. Как экономическая категория бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, необходимого для обеспечения функций органов государственной власти. С точки зрения юриспруденции, бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет – план), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет – закон).
В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 6), бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ на 2004-2006 гг., была поставлена задача перехода к трехлетнему утверждаемому в качестве закона (решения) бюджету. В настоящее время эта задача выполнена, причем в обязательном порядке для федерального уровня1. Субъекты РФ и муниципальные образования получают право выбора: составление трехлетнего бюджета либо ежегодного бюджета и трехлетнего среднесрочного финансового плана (СФП)
Финансовый год в РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Следует запомнить ряд терминов, относящихся к бюджетному периоду:
-
текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
-
очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;
-
плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
-
отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Бюджет является частью финансовых отношений, поэтому он имеет денежную форму выражения и соответствующие функции.
Функции бюджета:
-
Распределительная. Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Посредством поступлений в бюджет осуществляется формирование государственных финансов, а затем их распределение по статьям расходов в РФ через бюджет перераспределяется 30 — 40% ВВП страны.
-
Регулирующая. Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. Другими словами, с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны.
-
Контрольная. Действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Первые три функции являются основными, наряду с ними некоторые авторы выделяют еще несколько дополнительных функций:
-
Фискальная. Обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения им своих управленческих, оборонных, социальных, внешнеполитических обязанностей перед страной и населением.
-
Аналитическая. Классификация и систематизация действующих потребностей и возможностей общества и государства
-
Общетеоретическая. Способствует развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще.
-
Критическая. В широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего бюджетного законодательства.
10.2. Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Бюджетные отношения реализуются через систему бюджетного устройства страны.
Бюджетное устройство – это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, участниками бюджетного процесса, включая принципы построения бюджетной системы, принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение межбюджетного законодательства.
Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:
-
единства бюджетной системы РФ;
-
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
-
самостоятельности бюджетов;
-
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
-
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-
сбалансированности бюджета;
-
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
-
прозрачности (открытости);
-
достоверности бюджета;
-
адресности и целевого характера бюджетных средств;
-
подведомственности расходов бюджетов;
-
единства кассы.
Рассмотрим их более подробно.
-
Принцип единства бюджетной системы. Означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов в РФ.
-
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
-
Принцип самостоятельности бюджетов. Определяет:
-
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
-
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
-
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
-
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
-
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
-
право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
-
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
-
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
-
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
-
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Заключается в том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
-
Принцип сбалансированности бюджета. Регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
-
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
-
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
-
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;
-
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
-
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
-
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;
-
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;
-
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
-
Принцип прозрачности (открытости). Определяет:
-
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
-
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
-
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
-
Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
-
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
-
Принцип подведомственности расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
-
Принцип единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы:
бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основными звеньями бюджетной системы РФ являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) (рис. 10.1).
Федеральный бюджет — центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.
Рис. 10.1. Бюджетная система РФ
Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) — третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Это определяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) — муниципальных районов (городских округов) и поселений
В законодательстве и практике применяется термин консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных показателей. В обязательном порядке он представляется в вышестоящие органы власти, а также для депутатского корпуса в пакете документов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается
Кроме того, используется термин расширенный бюджет, который представляет собой свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов между ними.
Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ представлена на рис. 10.2. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Рис. 10.2. Консолидированный бюджет субъекта РФ
1Финансовый кризис вынудил временно отказаться от трехлетнего планирования
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Алексей Ситников. Я уже более 9 лет работаю юрисконсультом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.