Каковы основные черты исторических личностей?

Просто о сложном на тему: Каковы основные черты исторических личностей? с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Многие из тех, кто считает решающей силой в истории на­ родные массы, признают вместе с тем и большую роль полити­ ческих и культурных элит.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Каждый индивид принадлежит к какой-либообщности. Го­ воря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы. Английский фи­ лософТ. Гоббс (1588—1679)первым дал четкое определение группы: «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Ин­ тересы могут различаться по сфере своей направленности: госу­ дарственные, политические, экономические, духовные; могут быть реальными и мнимыми; могут носить прогрессивный, ре­ грессивный или консервативный характер. Конкретные инте­ ресы являются основой объединения людей, мобилизуют их об­ щие действия.

Исторически складываются относительно устойчивые и дли­ тельно существующие группы людей. Вам знакомы классы (ра­ бы — рабовладельцы, феодалы — крестьяне и др.), племена, на­ родности, нации, сословия, группы, выделяемые по религиозно­ му (протестанты, католики и др.), возрастному (молодежь, по­ жилые люди и др.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному (жители какой-либообласти) призна­ кам. Общие интересы каждой из групп определяются положе­ нием ее членов в производстве, общественной, религиозной жиз­ ни и т. п. В разные периоды истории мы видим те или иные группы в качестве активных участников событий. (Вспомните восстания рабов, борьбу «третьего сословия» против монархии,национально-освободительныедвижения, религиозные войны, шахтерские забастовки и другие факты, свидетельствующие об активной роли различных групп общества в развитии историче­ ских событий.)

Нередко деятельность социальных групп связывают с по­ нятием «социальный характер». Что же такое социальный ха­ рактер? Это, по мнению Э. Фромма, совокупность черт, суще­ ственное ядро структуры характера большинства членов груп­ пы, которое сложилось в результате накопленного ими опыта, а также условий жизни, общих для данной группы. Различные общности обладают своим особым социальным характером, на его основе развиваются и приобретают силу определенные идеи и способы действий.

230

Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные организации, куда входят наиболее активные чле­ ны группы. (Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции.) В Новое время воз­ никли профессиональные союзы наемных рабочих. Их задачей была защита экономических интересов трудящихся перед капи­ талистами. Наряду с рабочими союзами формируются и пред­ принимательские организации, призванные координировать дей­ ствия предпринимателей. Возникли такжесельскохозяйствен­ ные организации, выражавшие интересы землевладельцев. Не следует забывать и о такой влиятельной организации, как

церковь.

В современной России, например, создаются женские, ве­ теранские, молодежные, детские организации, организации ин­ валидов, творческие союзы, научные, технические общества, физ- культурно-спортивныеобъединения.

Для борьбы за власть в Новое время создаются политиче­ ские партии. Для общественных объединений характерны доб­ ровольность вступления и выхода из них, равноправие членов, самостоятельность и самоуправление.

Таким образом, под общественными объединениями пони­ маются формирования граждан, основанные на добровольном уча­ стии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, пресле­ дующие цели совместной реализации своих прав и интересов.

(Из курса истории и практики общественной жизни вы зна­ ете, что такие объединения играют активную роль в развитии общества, заметно влияют на политический процесс. Подумай­ те, какие примеры могут проиллюстрировать это утверждение.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие историческая личность обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными истори­ ческими событиями, на ход которых он накладывает свой ин­ дивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но ча­ ще всего она бывает многозначной, учитывающей поло­ жительные и негативные стороны деятельности той или иной личности.

Науке известно и понятие «выдающаяся личность», харак­ теризующее деятельность людей, ставших олицетворением ко­ ренных прогрессивных преобразований. «Великий человек,— пи-

сал Г. В. Плеханов,— велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим об­ щественным нуждам своего времени… Великий человек явля­ ется именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставлен­ ные на очередь предыдущим ходом умственного развития обще­ ства; он указывает новые общественные нужды, созданные пре­ дыдущим развитием общественных отношений; он берет на се­ бя почин удовлетворения этих, нужд».

Читайте так же:  На каком счете учитываются канцтовары

Впечатляющие образы исторических деятелей давал в сво­ их лекциях по русской истории В. О. Ключевский. И хотя он вел речь в основном о людях сравнительно далеких веков, вы­ деленные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес, ибо, как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только ободряет к действию, но и учит, как действовать.

Историческим личностям, по мнению В. О. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в са­ мые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от нацио­ нальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преоб­ разовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчет­ ливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость ко­ торых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.

Последнюю мысль подчеркнем, ибо в социальной деятель­ ности особенно важны ясность, убедительность и разумность предпринимаемых действий.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Вернемся к вопросу о соотношении закономерности, объ­ ективной обусловленности хода событий и свободы выбора. Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов вы заметите немало об­ щего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управ­ ляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах про­ изошли буржуазные революции. Все колониальные империи рух­ нули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий

232

и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство историчес­ кого процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако в теме «Социальное познание» мы отмечали также уникальность и неповторимость исторических событий. Конкрет­ ные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Мно­ гообразие конкретно-историческихпроцессов вызвано и разли­ чием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеоб­ разием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стра­ не предопределен свой собственный вариант развития и он яв­ ляется единственно возможным?Исторический опыт свидетель­ ствует о том, что в определенных условиях возможны различ­ ные варианты решения назревших проблем, возможен выбор спо­ собов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке крестьянской реформы, про­ веденной в России в 1861 г., разные общественные силы пред­ лагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — ре­ формистский. Но среди последних не было единства. Предлага­ лось несколько вариантов реформ.

А в 1917—1918гг. перед Россией возникла новая альтер­ натива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, ли­ бо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор соверша­ ется государственными деятелями, властвующими элитами, на­ родными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты ис­ тории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Читайте так же:  Проверить штрафы ГИБДД по фамилии имени отчеству

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенден­ ций исторического развития.[1]

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего се­ бя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных стра­ нах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых

233

Каковы основные черты исторических личностей? 6

природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем вне­ дрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. ин­ тенсивным путем. В разных странах или одной и той же стра­ не могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявля­ ются общие тенденции — единство многообразного обществен ного развития, создает возможность выбора, от которого за­ висит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Основные понятия

Исторический процесс. Субъекты исторического процесса. Народ как субъект истории. Элита. Общественные объ­ единения. Исторические личности. Историческое событие. Историческая альтернатива.

Охарактеризуйте сущность исторического процесса. Каковы разные точки зрения на роль народных масс

вистории?

Вчем заключается отличие массы от народа?

Кто входит в элиту и каковы ее функции в обществе?

Дайте характеристику социальных групп.

Дайте характеристику общественных объединений.

Каковы основные черты исторических личностей?

Чем объясняется многообразие путей и форм общест­ венного развития?

2 34

ЗАДАНИЯ

1

Покажите на

известных вам примерах роль народных

масс и элиты в истории.

2

Обсудите следующие высказывания:

А. И.

Герцен:

«Все великое значение наше… в том и

состоит,

что пока

мы живы… мы все-такисами, а не

к у к ­

лы,

назначенные

выстрадать прогресс или

воплотить

к а ­

кую-тобездомную идею. Гордиться должны

мы тем,

что

мы не нитки и не иголки в руках фатума, шьющего пес­ трую ткань истории».

Г. В. Плеханов: «Люди делают свою историю вовсе не з а ­

тем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути про ­ гресса, и не потому, что должны повиноваться законам к а ­ кой-тоотвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды».

Сопоставьте эти высказывания с изложенным в тексте п а ­ раграфа материалом и, опираясь на исторические знания,

выскажите свою точку

зрения.

Охарактеризуйте

с

привлечением

известных

вам

при ­

3меров социальные

группы людей,

покажите, каким о б ­

разом они влияют на

ход

исторического прогресса.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Охарактеризуйте

роль

выдающихся

личностей

в

исто­

рии. Исходя из позиций, изложенных в параграфе, про­ анализируйте деятельность Петра I, других известных вам выдающихся личностей.

5. Согласны ли вы с мыслью Н. Бердяева: «Все истори­ ческие эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней,— все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументи­

руйте свою позицию.

6 Один из современных российских политологов утверж­

дает: «Постиндустриальные тенденции современных сложных обществ со всей остротой ставят задачу иного видения истории. Она — продукт деятельности людей, от ­ нюдь не предопределенной обезличенными объективными законами. Многообразие мотиваций поведения социальных групп и личностей делает непредсказуемыми характер и результаты сложных социальных взаимодействий, происхо­ дящих в реальной жизни. Поле социально-исторического

235

творчества не лимитировано некой строгой зафиксирован­ ной «железной необходимостью». Его границы весьма эла ­ стичны, подвижны. Поэтому на любом отрезке истории воз ­ можны альтернативные варианты развития».

Обсудите это высказывание. Аргументируйте свою точку зрения с привлечением материалов современной истории.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«История не что иное, как деятельность преследу­ ющего свои цели человека».

К. МАРКС (1818—1883),Ф. ЭНГЕЛЬС(1820—1895),немецкие мыслители

«Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас хотя бы в самой ничтожной доле обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной».

Ж. ЛЕМЕТР(1853—1914),французский писатель

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».

В. Г. БЕЛИНСКИЙ (1811—1848),русский литературный критик

Политическая деятельность

Это дело каждого или удел

избранных?

Может

ли общество существовать без власти?

СЛЕДУЕТ

ПОВТОРИТЬ

ВОПРОСЫ:

Деятельность, виды деятельности.

Политика — это особая сфера человеческой деятельности. Изучая историю, вы, вероятно, заметили, что когда говорят о политике, то всегда имеют в виду связь этого понятия с влас­ тью, государством, управлением делами общества. Иными сло­ вами, в сферу политики входят и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.); и задачи, которые

236

различные социальные группы стремятся решить, используя власть; и политический процесс, идущий через конфликты и со­ трудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы.

ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука предлагает разные определения политики. Приве­ дем два из них:

1. Политика — это деятельность государственных орга­ нов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на ин­ теграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

2.Политика представляет собой особую разновидность

деятельности, связанную с участием социальных групп, пар­ тий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы смо­ жете усмотреть, во-первых,деятельностный характер политики;во-вторых,особую роль в этой деятельности больших социаль­ ных групп;в-третьих,связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

П о л и т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь включает в себя госу­ дарственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором тре­ бования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воз­ действие политических партий на ход общественных процессов, и принятие государственных решений. Партии и другие поли­ тические объединения, с одной стороны, связаны с различны­ ми социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой — выражают интересы и стремления этих групп, осуще­ ствляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жиз­ ни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это могут быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противо­ стояние, конфликт, борьба.

237

В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических требований и решений раз­ вивается политический процесс, т. е. цепь политических собы­ тий и состояний, которые изменяются с течением времени.

На смену одному политическому строю приходит другой, вза­ мен ушедшего в отставку правительства приходит новое, прово­ дятся реформы и контрреформы, набирают силу и ослабевают народные движения, уходят с политической сцены одни поли­ тические партии и рождаются, другие, состояние политической стабильности сменяется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они воздействуют на эконо­ мику, социальную жизнь, культуру, на все общество.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Вы помните, что в любой деятельности различаются субъ­ ект и объект.

Субъекты политики — это, во-первых,большие социаль­ ные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т. п. Например, накануне революции XVIII в. во Франции в политическую деятельность активно вклю­ чилось «третье сословие». (Вспомните, какие социальные груп­ пы в него входили.) В России начала XX в. с политическими требованиями выступил рабочий класс. А в середине XX в. на политическую жизнь Франции заметное влияние оказала борь­ ба студенчества.

Во-вторых,субъекты политической деятельности — это раз­ личные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Вспомним: в курсе истории рас­ сматривается политика различных государств. Государство — это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения цело­ стности общества и поддержания порядка; обеспечивает в клас­ совом обществе подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правя­ щих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительст­ во и другие звенья аппарата управления, суд и т. п.), реализу­ ющих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распрост­ раняется власть этого государства; суверенитет, т. е. исключи-

238

тельное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.

Вы также знакомы и с историей п о л и т и ч е с к и х

пар­

т и й (демократы и республиканцы в США; тори и виги,

а за­

тем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии; социалдемократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и др.). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, остаивала свои политические требования в парламентах или других представи­ тельных органах. Субъектами политики могут стать и такие ор­ ганизации, возникновение которых было вызвано иными, непо­ литическими потребностями (например, церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к поли­ тической деятельности.

В-третьих,субъектами политической деятельности являют­ ся политические элиты. Когда произносят слово «элита», то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей обще­ ства иликакой-тоего части. Однако понятие «политическая эли­ та» имеет и иной смысл. Представим себе ситуацию, когдакакая-либомассовая политическая партия приходит к власти. Означает ли это, что десятки тысяч членов этой партии будут непосредственно принимать государственные решения, управ­ лять страной? Очевидно, что лишь сравнительно небольшая груп­ па лиц фактически разрабатывает политический курс, отдает приказы. Точно так же, когда говорят, что к власти пришла промышленная буржуазия, это не значит, что все промышлен­ ники будут фактически осуществлять власть. На деле у госу­ дарственного руля окажется лишь небольшая часть представи­ телей этой социальной группы.

Итак, правящая политическая элита — это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство общест­ вом, определяющая цели и пути политического развития, при­ нимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на вы­ борах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в сис­ теме власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.

В-четвертых,субъектами политики являются личности. На первый взгляд кажется, что речь идет лишь о выдающихся лич­ ностях, политических лидерах. На деле же каждый человек пря­ мо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает се­ бя «вне политики». Ведь и такой человек вынужден выполнять

239



Вопрос 01. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?

Ответ. Ликвидации неграмотности советская власть придавала огромное значение. Во-первых она изначально ориентировалась на рост числа пролетариата, а развитие техники в то время уже давно достигло такой стадии, когда для работы на предприятии требовался по крайней мере минимальный уровень образования. Во-вторых образование было организовано абсолютно отлично от дореволюционных стандартов, и через него коммунистическая партия укореняла в массах свои идеалы.

Вопрос 02. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?

Ответ. Положительные стороны:

1) доступ к образованию получили группы населения, которые раньше по имущественным и национальным признакам доступа к нему почти не имели;

2) обучение стало полностью бесплатным;

3) в образование были внедрены элементы самоуправления;

4) были внедрены новые педагогические методики, включая большее время для самостоятельной работы учеников в группах;

5) возникла масштабная и довольно эффективная система работы с беспризорниками;

6) появилась эффективная система ликвидации безграмотности взрослых.

Отрицательные стороны:

1) многие получали места в университетах не по знаниям, а по классовой принадлежности и верности партии;

2) многие преподаватели погибли или иммигрировали, новых набирали также по принципу лояльности новому режиму, из-за чего уровень образования упал.

Вопрос 03. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы мотивы тех, кто признал советскую власть?

Ответ. Во-первых до революции значительная часть интеллигенции занимала активную политическую позицию, она не была монархической, но у большинства интеллигентов не было и коммунистических взглядов. Главное, во время Гражданской войны власть коммунистов показала свой лицо. Интеллигенты не относились к пролетариату, чью диктатуру провозгласила власть, многие прошли тюрьмы и концлагеря, куда попадали только за классовую принадлежность. Многих шокировало неприятие новой властью любого альтернативного мнения. Удивительно не то, что такое количество интеллигентов не приняло советскую власть, удивительнее то, что часть дореволюционной интеллигенции её приняла. Последние действительно поверили в то, что новая власть сможет создать нового человека и построить настоящий рай не земле.

Вопрос 04. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?

Ответ. «Смена вех» убедила многих интеллигентов и внутри страны, и в иммиграции, что служа советской власти, они служат делу восстановления и возрождения России, и советская власть не такая «красная», какой хочет казаться. Данный сборник статей повлиял на многих известных деятелей культуры, которые впоследствии вернулись из иммиграции в СССР.

Вопрос 05. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и её служителей?

Ответ. Социалистическое революционной движение изначально было атеистическим (это касалось представителей всех партий, не только большевиков). Но дело было не только в этом. После захвата власти большевики хотели остаться единственными, кто определяет духовную жизнь страны.

Вопрос 06. Каковы основные черты «нового советского искусства»?

Ответ. Основные черты:

1) новое искусство «выбрасывало на свалку» достижения старого;

2) оценивать произведения требовалось с точки зрения не их художественных достоинств, но классовой принадлежности и политических пристрастий автора;

3) у искусства появились не только новые идеи, но и новые выразительные формы;

4) искусство должно было служить построению нового общества, потому, к пример, серьёзные художники и поэты стали создавать плакаты.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
Каковы основные черты исторических личностей?
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here