Какой порядок назначения выборов?

Просто о сложном на тему: Какой порядок назначения выборов? с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Процедура выборов Президента в настоящее время регламентируется:

  1. Конституцией РФ (ст.ст. 81,82)

  2. ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 года (в ред. от 04.10.2011г.) N 19-ФЗ

  3. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002г. (в ред. от 04.10.2011г.) №67-ФЗ (далее по тексту ФЗ об основных гарантиях)

Президент избирается сроком на 6 лет (с 2012 года). Первый Президент РФ был избран на 5 лет, с 1996 до 2012 года Президент избирался сроком на 4 года.

Занимать должность Президента нельзя более двух сроков подряд.

Цензы (или требования) предъявляемые к кандидатам:

  • гражданство РФ. Не может быть избран гражданин РФ, обладающий двойным гражданством либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

  • возраст не моложе 35 лет. Определяется по дате рождения, указанной в паспорте. Верхнего возрастного предела не установлено (ранее было 65 лет).

  • постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (данный ценз в Конституции РФ не конкретизируется).

Не может быть избран Президентом РФ:

  • гражданин РФ, занимающий должность Президента второй срок подряд.

  • гражданин РФ, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, включая преступления экстремистской направленности (особенно выделены преступления экстремистской, хотя они относятся к категории особо тяжких).

  • гражданин РФ, подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3(пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики) и ст. 20.29(производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса РФ об административных правонарушениях, если на день голосования лицо считается подвергнутым административному наказанию.

  • гражданин РФ, в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст.56 либо совершения действий, предусмотренных подпун. «ж»п.7 иподпун. «ж»п.8 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях…», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования (будет увеличение до 6 лет). Указанные ограничения также каются экстремисткой деятельности в рамках избирательных компаний.

  • гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Выборы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

(Следующие выборы состояться 11 марта 2012 года).

В случае досрочного прекращения полномочий Президента РФ Совет Федерации назначает выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнений.

Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в указанные сроки они назначаются и проводятся ЦИК РФ.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента РФ образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Они образуются не позднее, чем за 50 дней до дня голосования.

На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.

Списки избирательных участков должны быть опубликованы не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.

Списки избирателей составляются отдельно по каждому избирательному участку не позднее, чем за 21 день до дня голосования.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты:

  • политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, являющегося членом этой политической партии. Политической партией не может быть выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, представленной в действующей Государственной Думе осуществляться без сбора подписей избирателей.

  • в порядке самовыдвижения. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Гражданин после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента России. Гражданин может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Группа избирателей должна включать не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Она вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата. В поддержку кандидата необходимо собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.

Документы для регистрации кандидата представляются в ЦИК не ранее чем за 80 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования — до 18 часов по московскому времени.[1]

Регистрация кандидата осуществляется ЦИК не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов. Отказ в регистрации должен быть мотивированным. Решение ЦИК о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

Предвыборная агитация. Регламентируется общими правилами избирательного законодательства. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента РФ производятся за счет средств федерального бюджета.

Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

На основании протокола о результатах выборов Президента РФ ЦИК принимает решение о результатах выборов.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не был избран ЦИК назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Официальное опубликование результатов выборов Президента РФ осуществляется ЦИК в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.
Избранный Президент РФ вступает в должность по истечении четырех лет (будет 6 лет) со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах.

При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда (процедура инаугурации).

Читайте так же:  Задолженность по транспортному налогу: проверка на различных ресурсах, порядок формирования, варианты оплаты

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги.

Назначение выборов является обязательной отправной стадией избирательного процесса, которая дает старт всей деятельности, связанной с организацией и проведением выборов. Вместе с тем, она сама состоит из ряда протяженных во времени этапов, вследствие чего имеющееся в литературе утверждение о том, что «юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов» нуждается в некотором уточнении. Действительно, для основной массы участников электоральных отношений начало избирательного процесса связывается именно с обнародованием даты выборов. Однако нельзя не учитывать, что официальному опубликованию решения о проведении выборов предшествует его подготовка и принятие уполномоченным на то органом (должностным лицом), а иногда и разрешение избирательных споров о порядке и сроках назначения выборов.

Применительно к правовому режиму назначения выборов законодательство оговаривает круг субъектов, уполномоченных решить данный вопрос, сроки назначения выборов, общий порядок и особенности назначения различных видов выборов в Российской Федерации. Юридическая регламентация образующих данную стадию избирательных действий и этапов рассредоточена в различных по своей юридической природе и форме выражения актах, начиная от Конституции России и заканчивая уставами муниципальных образований.

Среди субъектов, уполномоченных решать вопрос о назначении выборов, законодательство называет: во-первых, органы (должностные лица) федеральной, региональной и муниципальной власти (соответственно уровню выборов); во-вторых, избирательные комиссии; в-третьих, судебные органы. При этом, по общему правилу, органы и должностные лица представительной и исполнительной власти фигурируют в качестве основных субъектов, наделенных правом назначения выборов, а избирательные комиссии и суды — в качестве дополнительных. Вместе с тем, следует отметить, что бывают и исключения. Так, в соответствии со ст. 66 Закона Приморского края от 19 августа 1999 г. «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае» в случае, если кандидат, набравший необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования назначает в порядке, установленном федеральными законами и законами Приморского края, повторные выборы депутата представительного органа местного самоуправления по данному избирательному округу.

Однако, как правило, избирательные комиссии получают в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право назначить выборы лишь в том случае, если они не назначены основными уполномоченными на то субъектами — представителями государственной или муниципальной власти. Что же касается судебных органов, то они могут назначить выборы только тогда, когда вопрос об их проведении в установленном законом порядке не был решен ни компетентными органами (должностными лицами) представительной или исполнительной власти, ни избирательными комиссиями.

Сроки назначения выборов определяются в зависимости от вида и уровня избирательной кампании. Анализ федерального и регионального избирательного законодательства свидетельствует, что на региональном и муниципальном уровнях наиболее оптимальным является принятие решения о назначении выборов и его опубликование не позднее чем за три месяца до даты их проведения. Применительно же к федеральным выборам в соответствии с Конституцией России, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок со дня назначения до даты выборов должен быть не менее четырех месяцев. Вместе с тем, не следует забывать о том, что согласно ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа, а голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Отсчет избирательных сроков при назначении выборов ведется, как правило, от первого (второго) воскресенья после истечения полномочий выборного органа или депутата (должностного лица), на который они были избраны. В частности, ст. 7 Избирательного кодекса Амурской области предусматривает, что выборы Главы Администрации области назначаются на первое воскресенье после истечения срока полномочий Главы Администрации области, избранного на предыдущих выборах. При этом исчисление срока, на который был избран Глава Администрации области, начинается с момента принесения им присяги населению области на заседании областного Совета. Несколько иначе регулируется вопрос об определении даты очередных выборов в Избирательном кодексе Хабаровского края, в соответствии со ст. 6 которого днем голосования на выборах является первое воскресенье после дня голосования на предыдущих выборах. Вместе с тем, законодательство отдельных субъектов Российской Федерации (Москва, Омская область, Калужская область и др.) допускает отклонение от предусмотренных сроков, если это продиктовано потребностями совмещения различных видов выборов.

Нельзя в принципе исключать вариант фиксированного закрепления конкретных сроков (даты) проведения избирательных кампаний, в особенности на уровне местного самоуправления. Преимущество такого подхода к юридической регуляции назначения выборов состоит в том, что он не только исключает любые избирательные споры о времени их проведения, но и способствует формированию безотказного механизма периодичности организации избирательных кампаний.

Гарантируя обязательность назначения и проведения выборов, законодательство особо оговаривает, что в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов. Если же и избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в предусмотренном законодательством порядке, то выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления или прокурора. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов в количестве не более 15 членов и в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

Общий порядок назначения выборов предполагает выполнение нескольких обязательных условий. Прежде всего они касаются четкого определения правовой базы, на основе которой будет проводиться назначаемая избирательная кампания. Заметим при этом, что принятие решения о проведении выборов при отсутствии соответствующего закона о выборах или до вступления его в силу является серьезным нарушением порядка назначения выборов, ставящим под сомнение правомерность всей избирательной кампании и ее результатов. Так, решением Новосибирского областного Совета от 24 сентября 1996 г. выборы в территориальные (городские и районные) Советы области были назначены на 8 декабря 1996 г. Однако Закон, определявший порядок избрания депутатов этих Советов, вступил в силу только 11 октября 1996 г., т.е. спустя более чем полмесяца после назначения выборов. Объяснялось такое положение тем, что депутаты Новосибирского парламента настолько были уверены в том, что глава областной администрации не использует свое право отлагательного вето, что приняли решение о назначении выборов на следующий день после принятия самого закона о выборах. Но это вряд ли может служить оправданием депутатской самонадеянности и вовсе не снимает вопросы, касающиеся легитимности назначения выборов.

Читайте так же:  Какие обязанности возлагают на родителей детей?

Вместе с тем, следует учитывать, что, отсутствие закона о выборах отнюдь не является непреодолимым препятствием для их назначения. В случаях, прямо предусмотренных законодательством, нормативно-правовую базу выборов в отсутствие необходимых законов могут составлять специально предназначенные для этих целей документы. В частности, Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. в редакции от 22 июня 1998 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (ст. 1) установлено, что в случаях, если законодательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок муниципальных выборов, то выборы проводятся в соответствии с утвержденным данным Федеральным законом Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Существенное значение имеет и то обстоятельство, что ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что изменения и дополнения, внесенные в законодательство после принятия решения о назначении даты выборов, не подлежат применению в ходе назначенной кампании. Иными словами правовой режим выборов или «правила электоральной игры» не могут быть изменены в процессе избирательного марафона, что полностью отвечает принципу равенства избирательных прав, ставит преграду на пути злоупотреблений со стороны законодательных органов власти, даже если внешне они облечены в легальную форму.

Вместе с тем, при выборах депутатов представительных органов власти существенный интерес представляет вопрос о возможности применения на повторных или дополнительных выборах законодательства, действовавшего при проведении основных (очередных) выборов, но отмененного или измененного на момент назначения повторных или дополнительных выборов. Представляется, что в подобных случаях необходимо в полном объеме руководствоваться положением новых законодательных актов, если в них самих не оговорен так называемый «переживающий» эффект отмененных правовых предписаний. Заметим, однако, что такие оговорки, в целом не характерны для современного избирательного законодательства. Единственным исключением может служить Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусмотревший правило, согласно которому при проведении дополнительных и повторных выборов применяются действовавшие при подготовке и проведении основных выборов депутатов нормы измененного Федерального закона, регулировавшие порядок приобретения активного и пассивного избирательного права, выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), создания избирательных фондов, определения результатов выборов.

Необходимым условием общего порядка назначения выборов является также опубликование принятого решения в установленные сроки. При этом следует подчеркнуть, что датой опубликования признается день публикации решения о назначении выборов в официальном печатном издании соответствующего органа. Если же такого печатного издания не существует, то опубликованием считается обнародование текста принятого решения в зарегистрированных печатных или электронных средствах массовой информации с обязательным указанием на официальный характер публикации.

Особенности назначения различных видов выборов представляют собой специфические требования процессуального режима, не имеющие универсального значения, а распространяющиеся на отдельные разновидности избирательных кампаний, предусмотренные законодательством о выборах. В Российской Федерации принято различать следующие юридически оформленные виды выборов: очередные выборы; досрочные выборы; выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; дополнительные выборы (выборы вместо выбывшего депутата); повторные выборы. При этом избирательные законы, в особенности на региональном уровне, содержат целый ряд особых правил назначения различных видов выборов.

Единообразия в подходах к регламентации назначения досрочных выборов, выборов в порядке ротации и других видов выборов не существует даже в рамках одного уровня избирательных кампаний. Так, досрочные выборы законодательных органов власти субъектов Федерации могут проводиться в случаях роспуска (Иркутская область), самороспуска (Амурская область), отзыва избирателями более одной трети депутатов (Челябинская область), проведения референдума (Красноярский край). Правом назначения даты досрочных выборов наделен ряд органов и должностных лиц. В частности, в Сахалинской области в случае самороспуска областная Дума одновременно обязана назначить выборы, в Красноярском крае при досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания в результате проведения референдума по инициативе губернатора на следующий день после опубликования его результатов выборы назначает губернатор. В различные правовые формы облекается также и принятие решения о назначении даты досрочных выборов. В Амурской области, например, — это специальный закон о назначении даты досрочных выборов, а в Ямало-Ненецком автономном округе — постановление Государственной Думы автономного округа. Аналогичная ситуация характерна для назначения дополнительных и повторных выборов, а также выборов в порядке ротации. Юридическая картина принятия решения об их проведении пестрит такой дифференциацией и разнообразием, что это требует повышенного внимания к соблюдению особых процедурных правил, относящихся к каждому отдельному виду избирательных кампаний.

Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 844;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Организация и порядок проведения выборов

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Организация и порядок проведения выборов представляют собой совокупность избирательных процедур: назначение даты выборов; образование избирательных округов, избирательных участков; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов и их регистрация; информирование избирателей и проведение предвыборной агитации; голосование и определение результатов выборов.

Несмотря на то, что избирательная система Российской Федерации включает в себя выборы несколько уровней: 1) выборы Президента РФ; 2) выборы депутатов Государственной Думы; 3) выборы депутатов законодательных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации; 4) выборы в органы местного самоуправления, — для каждого из них характерны указанные этапы организации и порядка проведения выборов. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы организации и порядка проведения выборов в России, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

Назначение даты выборов. В зависимости от уровня проведения выборов (федеральные, региональные или местные) различается порядок назначения даты проведения выборов. Например, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ; такое решение должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. При проведении выборов Президента РФ решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования; при этом выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

В Российской Федерации учрежден единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления в целях создания эффективного механизма для проведения регулярных выборов. Понятие «единый день голосования» в федеральном законодательстве не закреплено, а встречается лишь в правовых актах некоторых субъектов РФ (в частности, в Республиках Марий Эл и Дагестан, Челябинской и Костромской областях), По общему правилу, единый день голосования наступает один раз в год во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий выборных органов или депутатов, а если сроки их полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ, единый день голосования совмещается с думскими выборами. Голосование может быть назначено только на воскресенье.

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

Читайте так же:  Кто получил займ от частного инвестора

Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования.

Существуют особенности при образовании избирательных округов для проведения выборов в Государственную Думу. Половина депутатов Государственной Думы избирается по федеральному избирательному округу, другая половина — по 225 одномандатным избирательным округам, образованным по единой норме представительства. Единая норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов (225).

Формирование избирательных комиссий. Организацию и проведение выборов всех уровней в России осуществляют избирательные комиссии, которые де-юре самостоятельны и не относятся ни к одной из трех ветвей власти.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ); избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав установлены как общие условия формирования избирательных комиссий, так и особенности для отдельных видов комиссий. К общим условиям формирования всех избирательных комиссий, кроме ЦИК РФ, отнесены, в частности, следующие:

  • избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта федерации. В отношении избирательных комиссий субъекта федерации предложения о составе вправе выдвигать также представительные органы муниципальных образований, избирательные комиссии субъекта федерации предыдущего состава и ЦИК РФ;
  • в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя с правом решающего голоса от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения;
  • государственные и муниципальные служащие, по общему правилу, не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии;

В формировании избирательной комиссии могут принимать участие различные государственные органы. Например, члены ЦИК РФ назначаются палатами Федерального Собрания РФ (Совет Федерации — пять членов, Государственная Дума — пять членов) и Президентом РФ (пять членов). Избирательные комиссии субъектов РФ формируются на паритетной основе законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Составление списков избирателей. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом (то есть достигшие 18 лет, имеющие место жительства в пределах избирательного округа, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда). При этом основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, либо в установленных случаях факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права), либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов и их регистрация. Данная стадия включает в себя две составляющие, отраженные в ее названии. Выдвижение кандидатов возможно двумя способами: непосредственно (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (выдвижение политической партией). Выдвижение кандидатов любым способом производится путем уведомления соответствующей избирательной комиссии с представлением необходимого пакета документов.

Условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах представительных органов всех уровней является поддержка их выдвижения избирателями. Такая поддержка выражается либо в выдвижении кандидатов партией, за которую на последних выборах проголосовало определенное число избирателей, либо в определенном количестве собранных за выдвижение подписей избирателей (например, при выборах в Государственную Думу не менее 200 тысяч подписей — для федерального списка кандидатов; подписи не менее Ъ% избирателей — для кандидата по одномандатному округу)…

Решение о регистрации кандидата, списка кандидатов принимается соответствующей избирательной комиссией в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, по результатам проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата.

Информационное обеспечение выборов. В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится комплексное понятие информационного обеспечения выборов, которое включает все виды распространения информации о выборах в период избирательной кампании; при этом в законе выделены два вида такой специфической информации: информирование избирателей и предвыборная агитация.

Информирование избирателей (всех участников избирательной кампании) должно отвечать принципам достоверности, объективности и беспристрастности, то есть равного подхода ко всем кандидатам и политическим партиям.

В отношении предвыборной агитации данные требования не установлены, однако законом императивно определены формы и способы ее проведения.[2]

В пункте 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится закрытый перечень форм агитации. В частности, к таковым относятся: призывы голосовать за кандидата; выражение предпочтения какому-либо кандидату, описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран либо не будет избран.

В отличие от форм агитации, перечень возможных способов агитации является открытым и предусматривает агитацию: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами.

Вопросам правового регулирования предвыборной агитации в зарубежных странах уделяется повышенное внимание. Например, в США правовое регулирование вопросов предвыборной агитации содержится в Акте о коммуникациях 1934 г., предусматривающем, что если держатель лицензии на вещание позволит какому-либо лицу, являющемуся кандидатом на выборную должность, воспользоваться вещательной станцией, то он должен предоставить равные возможности всем таким кандидатам: не вправе отказать им либо повысить тариф, по своей инициативе ограничить время вещания, предоставить его в менее благоприятное время суток. Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. содержит требование о недопустимости взимания с кандидатов разной оплаты за использование одинаковой газетной и журнальной площади.

В зарубежных странах наиболее принципиально стоит вопрос о предоставлении кандидатам бесплатного эфирного времени (печатной площади). Разрешение данного вопроса в пользу платного эфира получило наибольшую поддержку в США в силу распространенности позиции, согласно которой требование предоставления бесплатного времени ограничивает независимость СМИ. Однако данное утверждение не получило распространения в Европе, где существует практика распределения бесплатного эфира независимыми регулирующими структурами. Например, в Германии политические партии получают бесплатное время на каналах общественного телевидения, вопросом распределения эфира занимаются комиссии по телевещанию в каждой из земель.

Голосование и подведение итогов выборов. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов составляют завершающую, наиболее ответственную стадию избирательного процесса. На этой стадии подводится итог всей работы избирательных комиссий по организации и порядку проведения выборов.

Голосование осуществляется посредством личного участия избирателя, участника референдума; при этом голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Подсчет голосов и подведение итогов голосования осуществляют избирательные комиссии, начиная с участковой, путем составления протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке по установленной форме.

Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан установлены требования открытого и гласного подсчета голосов избирателей с оглашением и соответствующим оформлением протокола об итогах голосования. Впоследствии, на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, соответствующая уровню выборов вышестоящая избирательная комиссия подводит результаты выборов, референдума путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

Читайте так же:  Как наказать управляющую компанию?

Из всего многообразия избирательных процедур, существующих в зарубежных странах необходимо выделить следующие. В некоторых зарубежных странах обязанности организатора выборов возлагаются на государственный орган, который был создан для исполнения главным образом функций, не связанных непосредственно с избирательным процессом. Например, Правительство Швеции своим решением определяет, на какой государственный орган возлагаются обязанности избирательного органа. В настоящее время эти обязанности исполняет Главное налоговое управление и его подразделения на местах. В ряде стран организацией выборов занимается министерство внутренних дел (Франция).

В то же время в XX в. во многих зарубежных странах появилась тенденция к образованию самостоятельных постоянно действующих специализированных и независимых в административном отношении избирательных органов, как правило, избирательных комиссий различного уровня. В частности, в Австралии систему избирательных органов возглавляет Австралийская избирательная комиссия, в Канаде — Федеральная избирательная администрация, в США — Федеральная избирательная комиссия. Перед данными странами стоит вопрос о выделении самостоятельной ветви государственной власти — избирательной (в Никарагуа, к примеру, такая ветвь власти получило конституционное закрепление).

В Мексике за организацию и проведение выборов на федеральном уровне отвечает постоянно действующий Федеральный избирательный институт, который призван решать задачи по упрочению демократии в стране, развитию политических партий, развитию политической культуры общества. В постоянно действующие центральные органы института входят Генеральный Совет, Генеральный Исполнительный Орган, Генеральный Директорат. Децентрализованные же органы Института создаются исполнительными органами, местными и окружными комиссиями (советами).

Примечательно, что избирательные комиссии в Италии создаются в основном в связи с проведением выборов, причем руководителей и значительную часть большинства избирательных комиссий назначают председатели судов соответствующего уровня.
Уникальным является опыт Бразилии, где была сформирована даже система избирательного правосудия, состоящая из Высшего Избирательного Суда, региональных избирательных судов и избирательных судей на местах.

Порядок выдвижения кандидатов и методы ведения предвыборной кампании в основных своих чертах сходны в различных странах. Партии при этом играют существенную роль.

Организация и порядок проведения выборов

Организация и порядок проведения выборов представляют собой совокупность избирательных процедур: назначение даты выборов; образование избирательных округов, избирательных участков; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов и их регистрация; информирование избирателей и проведение предвыборной агитации; голосование и определение результатов выборов.

Несмотря на то, что избирательная система Российской Федерации включает в себя выборы несколько уровней: 1) выборы Президента РФ; 2) выборы депутатов Государственной Думы; 3) выборы депутатов законодательных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации; 4) выборы в органы местного самоуправления, — для каждого из них характерны указанные этапы организации и порядка проведения выборов. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы организации и порядка проведения выборов в России, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

Назначение даты выборов. В зависимости от уровня проведения выборов (федеральные, региональные или местные) различается порядок назначения даты проведения выборов. Например, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ; такое решение должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. При проведении выборов Президента РФ решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования; при этом выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

В Российской Федерации учрежден единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления в целях создания эффективного механизма для проведения регулярных выборов. Понятие «единый день голосования» в федеральном законодательстве не закреплено, а встречается лишь в правовых актах некоторых субъектов РФ (в частности, в Республиках Марий Эл и Дагестан, Челябинской и Костромской областях), По общему правилу, единый день голосования наступает один раз в год во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий выборных органов или депутатов, а если сроки их полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ, единый день голосования совмещается с думскими выборами. Голосование может быть назначено только на воскресенье.

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования.

Существуют особенности при образовании избирательных округов для проведения выборов в Государственную Думу. Половина депутатов Государственной Думы избирается по федеральному избирательному округу, другая половина — по 225 одномандатным избирательным округам, образованным по единой норме представительства. Единая норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов (225).

Формирование избирательных комиссий. Организацию и проведение выборов всех уровней в России осуществляют избирательные комиссии, которые де-юре самостоятельны и не относятся ни к одной из трех ветвей власти.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ); избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав установлены как общие условия формирования избирательных комиссий, так и особенности для отдельных видов комиссий. К общим условиям формирования всех избирательных комиссий, кроме ЦИК РФ, отнесены, в частности, следующие:

  • избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта федерации. В отношении избирательных комиссий субъекта федерации предложения о составе вправе выдвигать также представительные органы муниципальных образований, избирательные комиссии субъекта федерации предыдущего состава и ЦИК РФ;
  • в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя с правом решающего голоса от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения;
  • государственные и муниципальные служащие, по общему правилу, не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии;

В формировании избирательной комиссии могут принимать участие различные государственные органы. Например, члены ЦИК РФ назначаются палатами Федерального Собрания РФ (Совет Федерации — пять членов, Государственная Дума — пять членов) и Президентом РФ (пять членов). Избирательные комиссии субъектов РФ формируются на паритетной основе законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Составление списков избирателей. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом (то есть достигшие 18 лет, имеющие место жительства в пределах избирательного округа, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда). При этом основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, либо в установленных случаях факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права), либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Читайте так же:  Увольнение после декретного отпуска

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов и их регистрация. Данная стадия включает в себя две составляющие, отраженные в ее названии. Выдвижение кандидатов возможно двумя способами: непосредственно (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (выдвижение политической партией). Выдвижение кандидатов любым способом производится путем уведомления соответствующей избирательной комиссии с представлением необходимого пакета документов.

Условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах представительных органов всех уровней является поддержка их выдвижения избирателями. Такая поддержка выражается либо в выдвижении кандидатов партией, за которую на последних выборах проголосовало определенное число избирателей, либо в определенном количестве собранных за выдвижение подписей избирателей (например, при выборах в Государственную Думу не менее 200 тысяч подписей — для федерального списка кандидатов; подписи не менее Ъ% избирателей — для кандидата по одномандатному округу)…

Решение о регистрации кандидата, списка кандидатов принимается соответствующей избирательной комиссией в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, по результатам проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата.

Информационное обеспечение выборов. В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится комплексное понятие информационного обеспечения выборов, которое включает все виды распространения информации о выборах в период избирательной кампании; при этом в законе выделены два вида такой специфической информации: информирование избирателей и предвыборная агитация.

Информирование избирателей (всех участников избирательной кампании) должно отвечать принципам достоверности, объективности и беспристрастности, то есть равного подхода ко всем кандидатам и политическим партиям.

В отношении предвыборной агитации данные требования не установлены, однако законом императивно определены формы и способы ее проведения.[2]

В пункте 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится закрытый перечень форм агитации. В частности, к таковым относятся: призывы голосовать за кандидата; выражение предпочтения какому-либо кандидату, описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран либо не будет избран.

В отличие от форм агитации, перечень возможных способов агитации является открытым и предусматривает агитацию: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами.

Вопросам правового регулирования предвыборной агитации в зарубежных странах уделяется повышенное внимание. Например, в США правовое регулирование вопросов предвыборной агитации содержится в Акте о коммуникациях 1934 г., предусматривающем, что если держатель лицензии на вещание позволит какому-либо лицу, являющемуся кандидатом на выборную должность, воспользоваться вещательной станцией, то он должен предоставить равные возможности всем таким кандидатам: не вправе отказать им либо повысить тариф, по своей инициативе ограничить время вещания, предоставить его в менее благоприятное время суток. Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. содержит требование о недопустимости взимания с кандидатов разной оплаты за использование одинаковой газетной и журнальной площади.

В зарубежных странах наиболее принципиально стоит вопрос о предоставлении кандидатам бесплатного эфирного времени (печатной площади). Разрешение данного вопроса в пользу платного эфира получило наибольшую поддержку в США в силу распространенности позиции, согласно которой требование предоставления бесплатного времени ограничивает независимость СМИ. Однако данное утверждение не получило распространения в Европе, где существует практика распределения бесплатного эфира независимыми регулирующими структурами. Например, в Германии политические партии получают бесплатное время на каналах общественного телевидения, вопросом распределения эфира занимаются комиссии по телевещанию в каждой из земель.

Голосование и подведение итогов выборов. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов составляют завершающую, наиболее ответственную стадию избирательного процесса. На этой стадии подводится итог всей работы избирательных комиссий по организации и порядку проведения выборов.

Голосование осуществляется посредством личного участия избирателя, участника референдума; при этом голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Подсчет голосов и подведение итогов голосования осуществляют избирательные комиссии, начиная с участковой, путем составления протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке по установленной форме.

Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан установлены требования открытого и гласного подсчета голосов избирателей с оглашением и соответствующим оформлением протокола об итогах голосования. Впоследствии, на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, соответствующая уровню выборов вышестоящая избирательная комиссия подводит результаты выборов, референдума путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

Из всего многообразия избирательных процедур, существующих в зарубежных странах необходимо выделить следующие. В некоторых зарубежных странах обязанности организатора выборов возлагаются на государственный орган, который был создан для исполнения главным образом функций, не связанных непосредственно с избирательным процессом. Например, Правительство Швеции своим решением определяет, на какой государственный орган возлагаются обязанности избирательного органа. В настоящее время эти обязанности исполняет Главное налоговое управление и его подразделения на местах. В ряде стран организацией выборов занимается министерство внутренних дел (Франция).

В то же время в XX в. во многих зарубежных странах появилась тенденция к образованию самостоятельных постоянно действующих специализированных и независимых в административном отношении избирательных органов, как правило, избирательных комиссий различного уровня. В частности, в Австралии систему избирательных органов возглавляет Австралийская избирательная комиссия, в Канаде — Федеральная избирательная администрация, в США — Федеральная избирательная комиссия. Перед данными странами стоит вопрос о выделении самостоятельной ветви государственной власти — избирательной (в Никарагуа, к примеру, такая ветвь власти получило конституционное закрепление).

В Мексике за организацию и проведение выборов на федеральном уровне отвечает постоянно действующий Федеральный избирательный институт, который призван решать задачи по упрочению демократии в стране, развитию политических партий, развитию политической культуры общества. В постоянно действующие центральные органы института входят Генеральный Совет, Генеральный Исполнительный Орган, Генеральный Директорат. Децентрализованные же органы Института создаются исполнительными органами, местными и окружными комиссиями (советами).

Примечательно, что избирательные комиссии в Италии создаются в основном в связи с проведением выборов, причем руководителей и значительную часть большинства избирательных комиссий назначают председатели судов соответствующего уровня.
Уникальным является опыт Бразилии, где была сформирована даже система избирательного правосудия, состоящая из Высшего Избирательного Суда, региональных избирательных судов и избирательных судей на местах.

Порядок выдвижения кандидатов и методы ведения предвыборной кампании в основных своих чертах сходны в различных странах. Партии при этом играют существенную роль.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
  3. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
  4. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
Какой порядок назначения выборов?
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here