Какими чертами характеризуется политическое развитие третьей республики?

Просто о сложном на тему: Какими чертами характеризуется политическое развитие третьей республики? с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Упрочнение республики и роль рабочего класса в ее защите

После разгрома Коммуны во Франции свирепствовала реакция. Монархическое большинство Нерабочего класса Национального собрания стремилось восстановить монархию. Реакцию поддерживала католическая церковь. В начале 70-х годов президентом был избран ярый сторонник реставрации монархии маршал Мак-Магон, один из виновников седанской катастрофы. С его помощью монархистско-клерикальные круги надеялись осуществить свои планы.

Хотя поражение Парижской коммуны ослабило рабочее движение, однако французский народ — рабочий класс, крестьяне, интеллигенция, мелкая буржуазия и широкие слои средней буржуазии — не хотел монархии. Возникло мощное сопротивление проискам монархистов. Наиболее дальновидные представители реакции понимали, что попытки реставрации монархии грозят повторением страшного для буржуазии дня 18 марта. Поэтому они предпочитали установить республику, но с таким политическим режимом, который на практике походил бы на монархию.

Монархистам противостояла в Национальном собрании партия буржуазных республиканцев, вождями которой были Гамбетта, Клемансо и другие. В 1875 г. после нескончаемых прений Национальное собрание наконец приняло конституцию, по которой Франция становилась республикой. Эта конституция действовала до 1940 г., т. е. до капитуляции Франции перед Гитлером. Народ, и прежде всего рабочий класс, не позволил реакционерам восстановить монархию во Франции.

Конституция 1875 г. предусматривала учреждение двух палат:

  1. палаты депутатов и
  2. сената.

В конституционном законе говорилось, что палата депутатов избирается всеобщим голосованием. На деле было не так. Женщины не имели избирательных прав. Не имело их и почти все коренное население французских колоний. Кроме того, в избирательные списки вносились только лица, проживающие в данной местности не менее шести месяцев. Плохо обеспеченные пролетарии, нередко вынужденные переезжать с места на место в поисках работы, часто оказывались лишенными избирательных прав.

Выборы были неравными. Так, например, избирательный округ в буржуазных кварталах Парижа с менее чем 8 тыс. избирателей и избирательный округ в предместьях Парижа, в основном населенный рабочими, с 50 тыс. избирателей посылали оба по одному депутату. Голос одного буржуазного избирателя, таким образом, приравнивался примерно к 6 голосам рабочих избирателей.

Сенаторы выбирались органами местного самоуправления, в которых руководящую роль играли капиталисты, деревенские

богатеи и духовенство. Сенат обычно бывал по своему составу реакционнее палаты депутатов. Между тем роль сената в политической жизни Франции была велика, так как всякий закон, принятый палатой депутатов, еще подлежал утверждению сената.

Министров назначал президент республики. Однако ответственность министры несли перед парламентом, а не перед президентом. Президент избирался на совместном заседании обеих палат.

Очень велика была во Франции роль чиновников. Органы местного самоуправления (муниципалитеты), избиравшиеся населением, находились под строгим надзором чиновников. Префект департамента, назначенный министром внутренних дел, мог отменить любое решение муниципалитета.

Таким образом, конституция 1875 г, установила во Франции парламентарную республику. Это была так называемая Третья французская республика. Несмотря на антидемократический характер конституции, провозглашение республики и провал планов реставрации монархии были успехом рабочего класса.

Республика открыла перед ним возможности «достичь такой степени личной и общественной свободы, которая позволила бы основать рабочую печать, проводить агитацию на собраниях и организовать самостоятельную политическую партию; кроме того, сохранение республики избавило бы его от необходимости вновь вести особую борьбу за ее завоевание в будущем» (К. Маркс иФ. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 19, стр. 140).

  • Национальным гимном Франции стала «Марсельеза», под звуки которой французы сражались за свою свободу в годы бур жуазной революции XVIII в.
  • 14 июля — день падения Бастилии — был признан днем национального праздника Франции.

Примечание: Первая республика существовала во Франции с 1792 по 1804 г.. вторая — с 1848 по 1852 г.

Образование колониальной империи

Во время борьбы с монархистами буржуазные республиканцы надавали народным массам не мало обещаний. Придя к власти, они и не думали их выполнять. Республиканцы отказались уничтожить сенат, отказались они и от введения прогрессивного подоходного налога. Осуществление других обещанных реформ откладывалось до «подходящего момента». Таким образом, с приходом республиканцев к власти сразу же обнаружилось их классовое лицо: они показали себя представителями интересов крупной буржуазии.

В поисках новых мест для наиболее выгодного размещения избыточных капиталов республиканское правительство стало на путь колониальных захватов.
  1. В 1881 г. был захвачен Тунис.
  2. В 1883 г. французские войска захватили Аннам (Центральный Вьетнам) и вторглись в Тонкий (Северный Вьетнам).
  3. Началась война с Китаем, который считал Вьетнам своим вассалом. Война оказалась нелегкой и затяжной, потребовала больших расходов и посылки все новых и новых подкреплений. Весной 1885 г. французские войска потерпели в Северном Вьетнаме тяжелое поражение. Все же французской военщине удалось принудить Китай признать французский протекторат над Тонкином. Но и это не означало прекращения военных действий, так как вьетнамские патриоты не сложили оружия. Только к концу 90-х годов после жестокой колониальной войны весь Вьетнам был порабощен Францией.
  4. В 1894 г. началась война за остров Мадагаскар, длившаяся два года. В 1896 г. остров был аннексирован Францией. Но упорное сопротивление мальгашского народа продолжалось еще в течение нескольких лет.
  5. Крупные захваты были произведены Францией в Западной Африке.

К началу XX в. Франция владела большой территорией в Африке, Индокитае, рядом островов в Океании и в Вест-Индии. Образовалась огромная колониальная империя. Одни только африканские владения Франции по размерам территории в 17 раз превышали собственно Францию.

Франко-русский союз

Колониальные захваты в Азии и Африке привели Францию к крайне напряженным отношениям с другим колониальным хищником — Англией. Их интересы сталкивались в Египте и Судане. Другой очаг англофранцузского соперничества возник в Юго-Восточной Азии. Завоевание Вьетнама Францией и захват Англией в 1885 г. Бирмы означали начало борьбы за Сиам и южные провинции Китая.

Германские милитаристы стремились использовать политическую изоляцию Франции и готовы были спровоцировать новую войну против Третьей республики. Только благодаря дружественной позиции России Франция была спасена от этой опасности. Тогда же французский капитал стал кредитовать царское правительство, нуждавшееся в деньгах. В 1893 г. был заключен франко-русский союз, который явился ответом на Тройственный союз (см. документ).

Франко-русский союз,упрочил положение Франции в Европе перед лицом Германии. Вместе с тем, опираясь на союз с царской Россией, французские империалисты активизировали захватническую колониальную политику.

Рост франко-германских противоречий. Подготовка Франции к мировой войне

В конце XIX- начале XX в. французские империалисты в своей колониальной политике сталкивались не только с Англией, но и с Германией. Подготовка Германский монополистический капитал проявлял большой интерес к Марокко, французские колонизаторы в свою очередь зарились на его богатства. Они рассматривали Марокко как естественное продолжение давно захваченного ими Алжира.

Поделив с английскими империалистами по соглашению 1904 г. сферы влияния в колониальных и зависимых странах, французские империалисты стали укрепляться в Марокко. Они повели усиленную подготовку к войне с Германией. Началось быстрое перевооружение армии, строились укрепления. Подготовка к войне шла под лозунгом реванша за поражение 1870 г., за возвращение Эльзаса и Лотарингии.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ- ФРАНКО-РУССКИЙ СОЮЗ (Военная конвенция 5(17) августа 1892 года)

Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

  • 1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию.
  • 2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам. 3.
  • Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке и на западе.
  • 4. Генеральные штабы обеих стран будут все время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.
  • Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны имж или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.
  • 5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
  • 6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.
  • 7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете…
Читайте так же:  Кредитная компания капитал инвест мошенники

«Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917)», М., 1952, стр. 281-282.

Даты для запоминания

  1. 1875 — Принятие конституции Третьей республики.
  2. 1893 — Заключение франко-русского союза.

Вспомните! Причины франко-германской войны и её итоги.

1. От империи к республике

Если на международной арене Вторую империю заменил Второй германский рейх, то во Франции — Третья республика. Важнейшими вехами на пути к её становлению стали Сентябрьская революция 1870 г. и Парижская коммуна 1871 г. Революция 4 сентября произошла стихийно, когда в Париже были получены известия о военной катастрофе под Седаном. Режим Второй империи рухнул, а взамен него было образовано «правительство национальной обороны». Новое правительство не было озабочено организацией отпора внешнему врагу. Глава правительства генерал Трошю считал, что «при настоящем положении вещей пытаться выдержать в Париже осаду против прусской армии было бы безумием». За излишнюю пассивность в вопросах обороны новый кабинет называли «правительством национальной измены».

19 сентября началась осада Парижа, город был полностью блокирован. Душой обороны стал министр внутренних дел Леон Гамбетта. С помощью воздушного шара он выбрался из окружённого города и попытался организовать новую армию. Однако бывший премьер-министр Июльской монархии А. Тьер, который пользовался наибольшим влиянием в правительстве, выступал за скорейший мир, видя в продолжении войны угрозу революции. В январе 1871 г. было заключено перемирие с немцами, условия которого предусматривали созыв во Франции Национального собрания для утверждения условий мира. Во время выборов по всей стране разносили весть о том, что только сопротивление Парижа мешает окончанию войны, которого с нетерпением ждали большинство французов. В Национальном собрании лидерство принадлежало сторонникам монархии и скорейшего подписания мира. Тьер, назначенный главой исполнительной власти, утвердил в феврале предварительные условия мира, главными из которых были уступка Эльзаса и трети Лотарингии, контрибуция в 5 млрд франков и оккупация Северной Франции до её выплаты.

Л. Гамбетта провозглашает Республику 4 сентября 1870 г.

Между тем суровая зима и недостаток продовольствия привели к обострению ситуации в Париже. Особое недовольство вызывали военные неудачи и политика властей. Как говорил О. Бланки, правительство «боится революции больше, чем пруссаков». В листовках, распространявшихся в столице, говорилось: «Они не умели ни управлять, ни сражаться». Выдвигался лозунг времён Великой французской революции «Место Коммуне!». Недовольство в Париже резко усилилось, когда правительство Тьера отменило отсрочку по оплате долгов и перестало платить жалованье бойцам Национальной гвардии, которая насчитывала в тот момент около 200 тыс. человек.

Для многих парижан, лишившихся работы во время осады, жалованье гвардейца было единственным источником существования. После подписания перемирия и снятия блокады многие зажиточные люди поспешили выехать из Парижа. В опустошённом городе оставались в основном бедняки и всякий мелкий люд, которому некуда было деваться.

Долго копившееся недовольство парижан вылилось наружу в ночь с 17 на 18 марта 1871 г., когда правительственные войска попытались захватить пушки, принадлежавшие Национальной гвардии. В ходе столкновения были убиты два генерала, что с самого начала придало борьбе Парижа с правительством ожесточённый характер. В течение дня повстанцы заняли важнейшие части города и подняли над Парижем красный флаг. Правительство переехало в Версаль. В столице были проведены выборы в Коммуну, в которых участвовало обездоленное меньшинство населения. 28 марта состоялось провозглашение Парижской коммуны, которая, как писал очевидец событий, представляла собой «безымянное правительство, состоявшее почти исключительно из простых рабочих или мелких служащих, три четверти которых не были известны дальше их улицы или мастерской». Члены Коммуны отказались назначать самим себе какое-нибудь жалованье, считая это безнравственным. Коммуна начала свою деятельность со списания задолженности по квартплате. Позднее по инициативе членов Интернационала, входивших в состав Коммуны, были провозглашены радикальные социальные реформы, которые Коммуна не успела осуществить.

Баррикады 18 марта 1871 г.

Разрушение Вандомской колонны — главного символа имперского прошлого

Коммуна возвращает вещи, заложенные во время осады Парижа

А. Даржу. Расстрел коммунаров на кладбище Пер-Лашез

За это время благодаря помощи германского командования, освободившего много французских пленных, в Версале была сформирована сильная армия, воспитанная в ненависти к парижанам, поднявшим мятеж в условиях войны. В ходе начавшихся боёв версальские войска расстреливали коммунаров на месте. Коммунары отвечали жестокостью на жестокость. 21 мая войска версальцев ворвались в город. Париж на целую неделю превратился в арену ожесточённых уличных боёв.

Коммунары перешли к «научной войне», которая предусматривала поджог домов на пути продвижения версальских войск. Были сожжены Тюильри, городская ратуша, многие другие общественные здания и частные дома. На массовые убийства парижан коммунары отвечали расстрелами заложников. Эти убийства и пожары окончательно ожесточили версальцев. Расстрелы продолжались и после подавления восстания, в общей сложности было убито до 30 тыс. человек. До 1876 г. в Париже сохранялось осадное положение.

Могла ли победить Парижская коммуна? Свой ответ аргументируйте.

Кровавая драма подавления Парижской коммуны сказалась на процессе оформления республики. Он занял несколько лет, в течение которых был принят ряд основополагающих законов, составивших в совокупности конституцию Третьей республики. Первым в августе 1871 г. был утверждён закон о введении поста президента Французской республики. Но это была ещё «республика без республиканцев», поскольку в политической жизни страны преобладали монархисты — представители трёх соперничавших фракций — сторонники Бурбонов, Орлеанов и Бонапартов. «В такой ситуации, — говорил Тьер, — республика будет консервативной или её не будет вовсе». Принятый в 1873 г. закон гласил: «Необходимо теперь же ради успокоения страны придать политике правительства строго консервативный характер». Президентом был избран императорский маршал Мак-Магон. Правительство оправдывало сохранение полумонархического режима «поистине исключительным и ужасающим состоянием умов» после Коммуны.

Читайте так же:  Имеет ли право работодатель штрафовать сотрудника?

Только в 1875 г. большинством в один голос было принято решение об окончательном принятии конституционных законов, утверждавших республику. В их число вошёл закон 1873 г. о семилетием сроке полномочий президента и три закона об организации государственной власти. Законодательная власть вручалась палате депутатов и сенату, избираемым по сложной системе. Две палаты совместно избирали президента. Таким образом, была создана неустойчивая политическая система, в которой президент делил власть с законодательными палатами. Особенностью Третьей республики было большое количество разных партий и фракций, представленных в обеих палатах, что вызываю частые министерские кризисы и смену правительств.

В январе 1879 г. Мак-Магон ушёл в отставку, а его место занял Ж. Греви — первый «настоящий конституционный президент, стоявший в стороне от борьбы партий». Эта перемена ознаменовала окончательную победу республики. Резиденция правительства была перенесена из Версаля в Париж, коммунары получили амнистию, «Марсельеза» стала государственным гимном Франции, а день взятия Бастилии — 14 июля — объявлен национальным праздником.

Ж. Греви

Основной заботой республиканцев была борьба за ослабление влияния церкви, которая оставалась главной опорой монархистов. По инициативе министра просвещения, затем — премьер-министра Ж. Ферри система образования выводилась из-под контроля церкви, были приняты законы о бесплатных начальных школах и женском образовании, из учебных программ исключался Закон Божий. Эти меры дополнил закон 1882 г. об обязательном бесплатном обучении детей до 13 лет. В школах велось гражданское воспитание в республиканском духе, при этом повышенное внимание уделялось преподаванию истории. К концу века во Франции практически не осталось неграмотных людей. Принятые в 1881 г. законы о свободе печати и собраний привели к резкой активизации политической жизни. В 1882 г. был принят закон о местном самоуправлении; в 1884 г. разрешены профессиональные союзы и забастовки, что позволило рабочим на законных основаниях защищать свои права.

Большая заслуга в утверждении республиканских идеалов принадлежала Л. Гамбетта, который в своей парламентской деятельности начал склоняться от радикализма к умеренности. «Осторожность и благоразумие, вот что нам необходимо больше всего», — говорил он. Гамбетта поддерживал систему голосования по партийным спискам, поскольку рассчитывал, что это позволит ему провести в палату депутатов его личных сторонников, которых «протащило бы на буксире» его имя. Заняв в 1881 г. пост премьер-министра, Гамбетта своим стремлением к единоличному лидерству оттолкнул от себя большинство республиканских депутатов.

Л. Гамбетта

В среде республиканцев произошёл раскол. Осторожная политика умеренных республиканцев получила название оппортунизм — политика «удобного случая» или «своевременных действий». Против оппортунистов выступили радикалы, то есть сторонники решительных действий, впервые заявившие о себе на выборах 1881 г. Их лидером стал Ж. Клемансо, выдвинувший лозунг «радикальной республики». Радикалы придерживались старой программы, которую поначалу выдвинул сам Гамбетта, и требовали отделения церкви от государства, упразднения сената и увеличения налогов для богатых. Они выступали также против колониальной политики «оппортуниста» Ферри, опасаясь, что заморские авантюры отвлекут силы Франции из Европы. Смерть Гамбетта в 1882 г. и отставка Ферри в 1885 г. привели к падению влияния оппортунистов и усилению позиций радикалов. В то же время радикалы противостояли также и социалистам.

В 1870-1880-е гг. по всей Европе началось возрождение социализма, и Франция, которая считалась его родиной, не могла остаться в стороне. В 1879 г. была основана социалистическая по характеру Рабочая партия Франции, которая отвергала мирную парламентскую деятельность и провозглашала: «…наша цель есть экспроприация класса капиталистов, а средством к достижению этого может быть только революционное действие». Вместе с тем программа социалистов выдвигала целый ряд практических требований: установление 8-часового рабочего дня и одного дня отдыха в неделю, законодательное закрепление минимума заработной платы, содержание за счёт общества стариков и инвалидов труда, ответственность предпринимателей за несчастные случаи на производстве, «научное и профессиональное обучение детей за счёт государства и коммун». Разногласия по программе привели к расколу партии и образованию новых социалистических организаций, которые долгое время не пользовались серьёзным влиянием в политической жизни страны. Привлекательность социалистических идей возросла в связи с деятельностью «независимых социалистов», таких как депутаты Ж. Жорес и А. Мильеран. В 1893 г. социалисты, объединившиеся в Революционную лигу для установления социальной республики, добились заметных успехов на выборах и сумели организовать собственную фракцию в палате депутатов. В 1899 г. А. Мильеран стал первым в мире социалистом, вошедшим в состав правительства.

3. Кризис Третьей республики

В конце XIX в. Франция стала ареной целой серии громких скандалов и пережила несколько политических кризисов, поставивших под сомнение республиканские идеалы. Первый из них связан с распространением идеи войны-реванша (франц. — отыграться, отплатить тем же) против Германии. Назначенный в 1886 г. военным министром генерал Жорж Эрнест Буланже развернул активную деятельность по укреплению армии, благодаря чему приобрёл высокий авторитет в армии и обществе. Уйдя в отставку, он начал антиправительственную пропаганду, успеху которой способствовало изобличение зятя президента в «торговле общественными должностями и знаками отличия». Ж. Греви был вынужден покинуть президентский пост. Буланже сблизился с монархистами и в 1889 г. был с триумфом избран в палату депутатов. Массовая поддержка его требований о пересмотре конституции свидетельствовала о широком недовольстве режимом Третьей республики. Власти обвинили Буланже в заговоре против республики, он бежал за границу, а два года спустя покончил жизнь самоубийством.

Генерал Ж.-Э. Буланже

Всемирная выставка 1889 г., организованная в Париже в ознаменование столетия Великой французской революции, на короткое время отвлекла внимание общества от политики, но вскоре в стране разразился новый скандал, вызванный банкротством компании, занимавшейся строительством Панамского канала.

Эйфелева башня, построенная к Всемирной выставке 1889 г.

Компания, созданная в 1879 г. Ф. Лессепсом, за счёт массовой продажи акций привлекала множество мелких вкладчиков. Собранные средства были быстро потрачены, но работа по прокладке канала почти не двигалась. В 1888 г. компания обанкротилась, разорив своих акционеров. В 1892 г. разразился новый скандал, когда стало известно, что многолетний обман стал возможным благодаря подкупу многих журналистов и политиков, скрывавших от общества истинное положение дел. Во взятках были уличены более ста депутатов и несколько министров, но большинство из них избежало наказания. Название «Панама» стало с тех пор нарицательным для обозначения финансовых афер.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Монархисты использовали эту ситуацию, чтобы показать негодность и продажность всей республиканский системы. Финалом Панамского скандала стало устранение с политической арены почти всего прежнего руководства республиканских партий, место которого заняло новое поколение политических деятелей. Выборы 1893 г. завершились усилением позиций радикалов и социалистов.

Потрясению основ Третьей республики способствовал также «анархистский кризис» начала 1890-х гг. В эти годы анархисты несколько раз взрывали бомбы в Париже, в 1893 г. взрыв прозвучал в палате депутатов, а в 1894 г. анархист убил президента С. Карно. Порождённый этим конфликт по поводу мер, необходимых для противодействия анархизму, довершил разрыв между умеренными республиканцами и радикалами.

В Панамской афере были замешаны еврейские финансисты, что стало поводом для развёртывания антисемитской кампании. В палате депутатов было даже внесено предложение об изгнании евреев из Франции. «Союз христианской Франции» и другие подобные организации накаляли общественную атмосферу своей агитацией.

Читайте так же:  Мировое соглашение о разделе совместно нажитого имущества супругов

«Я обвиняю!». Открытое письмо Э. Золя в газете «Орор»

В такой обстановке в 1894 г. возникло знаменитое «дело Дрейфуса». Капитан генерального штаба А. Дрейфус был обвинён в передаче секретных документов Германии и, несмотря на сомнительные доказательства, приговорён к пожизненной каторге. Дополнительное расследование позволило найти истинного виновника, однако суд оправдал его. Дело приобрело широкий общественный резонанс, вся французская общественность раскололась на сторонников и противников его пересмотра. Писатель Э. Золя, опубликовавший в 1898 г. открытое письмо президенту Франции под названием «Я обвиняю!», был осуждён «за клевету и оскорбление армии» и бежал за границу. Сторонники Дрейфуса доказывали, что он пострадал только потому, что был евреем. Страсти накалились до предела, на улицах Парижа начались погромы и нападения на сторонников пересмотра дела. В этот момент настоящий шпион бежал за границу и признался в содеянном. В 1899 г. суд сократил наказание для Дрейфуса, а избранный президентом Э. Лубе тут же помиловал его. В 1906 г. приговор был вообще отменён.

Г. Мейер. Публичное разжалование капитана А. Дрейфуса

Все эти события привели к тому, что внутренняя политика Французской республики приобрела более радикальный характер. Главным её содержанием в первое десятилетие XX в. стала усиленная борьба республики с церковью, которая начала восстанавливать своё влияние в кризисной атмосфере конца XIX в. Закрытие тысяч католических школ и беспощадное подавление сопротивления духовенства привело в 1904 г. к разрыву отношений с Ватиканом. Кульминацией этой борьбы стал закон 1905 г. об отделении церкви от государства, согласно которому Французская республика «не признаёт, не оплачивает и не поддерживает никакого культа». В период нахождения у власти радикалов в 1902-1914 гг. во Франции появилось трудовое законодательство, в частности был установлен 8-часовой рабочий день для шахтёров, узаконен еженедельный день отдыха, принят закон о рабочих и крестьянских пенсиях с 65 лет. В 1905 г. социалисты объединились в единую социалистическую партию, получившую название Французская секция рабочего Интернационала (СФИО), которая со временем превратилась в одну из наиболее влиятельных партий Французской республики.

4. Экономическое развитие, колониальная и внешняя политика

Выпущенные после окончания Франко-германской войны «займы освобождения» были покрыты с многократным превышением, что позволило досрочно выплатить контрибуцию и уже в 1873 г. освободиться от германской оккупации. После войны французская экономика испытывала нехватку своего сырья и техники. Преобладали лёгкая промышленность и мелкие предприятия. Сельское население Франции по-прежнему превышало по численности городское, слабый уровень агротехники предопределял низкие урожаи. Экономическое развитие сдерживалось низкой покупательной способностью населения. Численность населения росла очень медленно, особенно по сравнению с Германией.

Положение начало меняться к концу века. Благодаря освоению рудных месторождений и появлению новых технологий ускорилось развитие металлургической промышленности, а вслед за тем — машиностроения. На севере страны сформировались целые индустриальные районы.

По протяжённости железных дорог Франция обогнала даже Германию. После изобретения автомобиля она захватила мировое лидерство в автомобилестроении. Экономическое развитие сопровождалось концентрацией промышленности и банковского капитала, но в меньшей степени, чем в других развитых странах. Особенностью Франции был массовый вывоз капитала за границу, который приносил высокую прибыль — ренту. Она оставалась мировым финансовым рынком и страной рантье, а французский капитализм называли ростовщическим. Только в Россию к 1914 г. было вывезено 12 млрд франков. По уровню экономического развития Франция к концу XIX в. спустилась со второго на четвёртое место в мире, уступив не только Великобритании, но и новым индустриальным державам — Германии и США.

Французский автомобиль «Делоне-Бельвиль» 1909 г. Современное фото

Плакат, пропагандирующий «цивилизаторскую» миссию Франции в её колониях

После поражения под Седаном в 1870 г. международные позиции Франции были надолго ослаблены. Их восстановление началось с новых колониальных захватов, прежде всего в Северной Африке. К тому времени завершилось завоевание Алжира, а в 1881 г. был захвачен соседний Тунис. Но вслед за тем французы потерпели тяжёлое поражение в соперничестве с англичанами за Египет. Компенсацию за эту потерю французы начали искать в Марокко.

Проникновение в Марокко натолкнулось на сопротивление Германии и стало в начале XX в. причиной двух острейших международных кризисов, но в итоге и над этой североафриканской страной был установлен французский протекторат. Одновременно крупнейшая по сравнению с другими державами колониальная империя была создана в Тропической Африке. Захваченные территории были объединены в две большие колонии: Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку. Был захвачен также крупнейший африканский остров в Индийском океане — Мадагаскар.

Активная колониальная политика проводилась также на Дальнем Востоке. В 1883-1884 гг. французские войска предприняли завоевание Тонкина (Северный Вьетнам), что привело к войне с Китаем. Тонкин был объединён с захваченными ранее вьетнамскими территориями и с Камбоджей в одну большую колонию — Французский Индокитай. Франция приняла также участие в разделе Китая на сферы влияния, добившись особых экономических прав в китайских провинциях, прилегавших к Индокитаю, и устроив там базу для своего флота.

Рост германской угрозы, особенно после создания в 1882 г. Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии, вынудил французское правительство пойти на сближение с Россией. На протяжении 1891-1894 гг. между Французской республикой и Российской империей был оформлен военно-политический союз. Вслед за тем Франция пошла на урегулирование своих отношений с Великобританией. В 1904 г. две державы подписали соглашение о компромиссном разрешении всех спорных колониальных проблем, что открыло путь к их политическому и военному союзу (Антанта). Таким образом, к решающему столкновению с Германией Франция дошла, имея двух мощных союзников.

По мере приближения мирового конфликта во Франции вновь получила популярность идея реванша. На волне этих настроений к власти в 1912 г. пришёл радикал Р. Пуанкаре, которого называли Пуанкаре-война, начавший усиленную подготовку страны к неизбежному столкновению с Германией.

Вопросы и задания

1. Что послужило причинами восстания в Париже в марте 1871 г.? 2. Какими чертами характеризуется политическое развитие Третьей республики? 3. Можно ли считать, что с установлением Третьей республики Франция преодолела затяжную полосу революций и социальных потрясений? Свою позицию аргументируйте. 4. Как вы думаете, могли ли политические кризисы во Франции в конце XIX в. способствовать усилению радикализма в стране? Обоснуйте свою позицию. 5. Сравнив экономическое развитие Франции и Германии, выделите особенности экономического развития Третьей республики. 6. Охарактеризуйте основные направления внешней политики Франции второй половины XIX — начала XX в.

Изучаем источник

В своей речи в палате депутатов Ж. Ферри 31 октября 1883 г. взывал к аудитории: «Посмотрите, с каким рвением, с каким пылом великие нации, которые являются нашими друзьями или нашими соперниками, создают себе там рынки… с какой настойчивостью стараются они захватить свою долю в ещё неизведанном мире, в Африке, в Азии, где имеется столько богатств, и особенно в этой огромной Китайской империи».

Выступивший в тот же день Ж. Клемансо возражал: «Мы — не остров, как Англия… Мы не окружены горами и морем, как Испания. Мы находимся на гребне волны, исходящей из центра цивилизованной Европы… И если бы, по несчастью, мы подверглись нападению, какая страшная ответственность легла бы на того, кто отвлёк часть наших сил в Индокитай, в Тонкин!»

Чем отличалась позиция радикала Ж. Клемансо от умеренного республиканца Ж. Ферри но вопросу о колониальной политике? Как вы думаете, оправданы ли были опасения Клемансо об опасности для Франции в центре Европы? Аргументируйте свой ответ.[1]

Утверждение Третьей республики.Политическая об­становка во Франции после падения Коммуны характери­зовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное поло­жение.

Читайте так же:  Как правильно подать на алименты?

В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвар­дии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавли­вал постоянную армию, основанную на всеобщей воин­ской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на пре­стол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католиче­ской церкви.

Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. во­преки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам и откровен­ным консерваторам, присвоило себе учредительные функ­ции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Фактически в это время Франция представляла собой «республику без республиканцев», ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин «республика» почти перестал употребляться в официаль­ных государственных документах.

Осуществляя в первые годы государственное руко­водство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в по­литическом сознании французского общества. Даже убе­жденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широ­ких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления ра­зорванных при предшествующих режимах связей госу­дарства с гражданским обществом, для усиления влия­ния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.

Именно в таких условиях в 1875 г. Учредительное соб­рание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием «президента республики») санкционировался и утверждался республи­канский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон пред­принял в 1877 г. неудачную попытку государственного пе­реворота. Она закончилась окончательным падением пре­стижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституцион­ная поправка, гласившая, что «республиканская форма прав­ления не может быть предметом пересмотра».

Конституционные законы1875 г.Конституция Треть­ей республики, разработанная консерваторами, заметно от­ступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма.

В ней не было Декларации или вводной части, содер­жавшей изложение принципов государственной власти, пе­речня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреж­дений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными вла­стями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались не­разработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учреди­тельное собрание, которое всего лишь большинством в один голос подтвердило республиканский строй, стремилось соз­дать систему государственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имею­щий право переизбрания президентРеспублики наделял­ся многими прерогативами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законо­дательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламен­та, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Пре­зидент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия прези­дент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Влияние консерваторов нашло свое отражение и в ор­ганизации законодательной власти. Последняя осуществля­лась Палатой депутатов,избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом,состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата де­путатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правитель­ства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.

Конституция, таким образом, отводила Сенату, состав которого, естественно, был более консервативным, роль тор­моза на пути радикального законодательства. Конституци­онная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизнен­ных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой вой­ны).

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, име­нуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров,правовой статус которого не был детально раз­работан. Но принципиальное значение имело положение о том, что «министры солидарно ответственны перед палата­ми за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия». Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, поль­зующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали орга­низацию и порядок проведения выборов. Специальным за­конодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть насе­ления колоний, лица, проживающие в избирательном окру­ге менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несо­вершенство избирательной системы проявилось в самой ор­ганизации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе. Поскольку, как правило, ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. На этот раз избранным считался кандидат, получивший относительное (по сравнению с другими кандидатами) большинство голо­сов. Избрание депутата относительным большинством голо­сов означало, что против него выступило подавляющее боль­шинство избирателей округа. Такая система явно искажала волеизъявление населения и, по выражению Гамбетты, ли­дера «умеренных республиканцев», представляла собой «вдребезги разбитое зеркало, в котором Франция едва мо­жет узнать себя».

Эволюция французского парламентаризма.Созданный в соответствии с Конституцией 1875 г. государственный строй Третьей республики претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского обще­ства и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил, в которой последние постепенно, шаг за шагом, укрепляли свои позиции.

Традиционный для Франции разброс политических убе­ждений и интересов, наличие многочисленной прослойки мелких и средних предпринимателей, стремившихся к са­мостоятельному участию в политической жизни Третьей республики, отсутствие уже сложившихся политических партий, которые и не могли появиться во Франции в XIX в. при антидемократических режимах, предопределили воз­никновение достаточно пестрой многопартийной системы. С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновид­ностей республиканских партий («умеренные» республиканцы, республиканская левая и т. д.). К концу XIX в. влиятельной партией стали радикалы. Большинство политиче­ских партий Третьей республики в организационном отно­шении были аморфными, часто разваливались, перегруп­пировывались, существовали лишь как парламентские фрак­ции. Истинные цели большинства этих партий и их руководителей, как правило, были скрыты за политической игрой в республиканизм, за броскими лозунгами и социальной де­магогией. Рядовым избирателям было трудно разобраться в нагромождении политических партий и в той ожесточенной борьбе, которая велась за власть различными партийными группировками.

Читайте так же:  Не знаю что делать со своей жизнью

В конце 70-х гг., оправившись от жестоких репрессий, на путь создания собственной политической партии встали и социалистические силы Франции. Этот путь был непро­стым из-за серьезных политических разногласий в самом лагере социалистических сил и в руководстве партии. Раз­ногласия привели партию к расколу, который был преодо­лен только в 1905 г. Само появление оппозиционных государственному строю политических организаций, в которых активную роль играл рабочий класс, влияющий на ход из­бирательных кампаний, внесло новый элемент в политиче­скую систему Франции, повлекло за собой ее реформирова­ние и демократизацию.

Основные изменения в государственном строе Треть­ей республики в конце XIX в. происходили не путем при­нятия конституционных законов, а в самой практике деятельности государственных органов. Суть этих измене­ний заключалась в определенной демократизации систе­мы парламентаризма с целью придания ей социальной ма­невренности и гибкости, приспособляемости к более слож­ным и завуалированным механизмам политического вла­ствования.

Развитие государственной системы Третьей республи­ки проявилось прежде всего в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. (с Ж. Греви) прези­дент на практике перестал использовать свои наиболее зна­чимые конституционные полномочия (право роспуска пала­ты, отсрочки сессий и т. д.). Формально президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента.

Конфликт Палаты депутатов и президента Греви в 1887 г. создал обстановку, когда президент оказался неспособным сформировать правительство и был вынужден сам уйти в отставку. Во избежание подобных конфликтов на будущее по молчаливому согласию основных политических партий на пост президента стали подбираться заведомо безынициатив­ные и маловлиятельные политические деятели (Дешанель, Думерг и т. п.). Официальные конституционные полномочия президента оставались своего рода политическим резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

Так, во время первой мировой войны, потребовавшей максимальной централизации государственной власти, пре­зидент Пуанкаре вновь стал активной фигурой в политиче­ской жизни Франции.[2]

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Внешне парламентаризм и депутатские свободы достигли тогда своего апогея. Однако постепенно, по мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы, внутренний регламент Палаты депутатов предусматривал все большие ограниче­ния свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Созда­валась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политиче­ски острых вопросов.

Одним из внешних признаков кажущегося «всесилия» парламента в период Третьей республики были частые пра­вительственные кризисы, заканчивающиеся отставкой Со­вета министров. Это объяснялось тем, что при множествен­ности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволяю­щим ей сформировать однопартийное правительство.

Совет министров образовывался каждый раз в резуль­тате сложных парламентских комбинаций и блоков, в ре­зультате чего его положение не могло быть стабильным и прочным. Были случаи, когда правительство Третьей рес­публики могло удержаться у власти всего лишь несколько недель или даже один день.

Как правило, очередной правительственный кризис влек за собой лишь частичные перестановки министров, так на­зываемое «подштукатуривание кабинета». Ряд политических деятелей при частой смене кабинетов продолжали оставаться в составе правительства, превратившись в его завсегдатаев (Вальдек-Руссо, Комб, Клемансо и др.).

Таким образом, правительственная власть практически приобретала все большую самостоятельность по отношению к парламенту. Кроме того, постоянные смены и перестанов­ки министров не затрагивали основ деятельности государ­ственного административного аппарата, где существовал постоянный штат назначаемых или избираемых по конкур­су и не зависящих от смены правительства чиновников, формирующих на деле официальную политику правящих кругов. В период Третьей республики образовывались но­вые министерства (например, министерство колоний), уве­личился контингент чиновников, который превышал уже 800 тыс. человек.

Немаловажную роль в системе органов Третьей рес­публики играл Государственный совет,члены которого на­значались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным де­лам, он обладал заметным политическим весом. Совет со­хранил за собой важные функции административной юсти­ции — рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших администра­тивных судов (советов префектур в департаментах).

Бюрократическая централизация управления в Треть­ей республике нашла свое выражение и в усилившемся под­чинении местных органов правительственной власти. Во главе администрации департамента стоял префект, назна­чаемый президентом, но практически подбираемый мини­стром внутренних дел и подчиненный последнему. Выбор­ные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопро­сами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п.), фактически находились в зависимости от префекта, а через него — и от центральной власти. Генеральные сове­ты не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помо­щью к префекту. Аналогичные отношения складывались между окружными советами и подчиненными префекту представителями центральной власти в округах — супрефектами. В кантонах вообще не было органов местного са­моуправления, а центральную администрацию представля­ли специализированные чиновничьи службы (сборщики на­логов, мировой судья, нотариусы и т. д.).

Низшей единицей местного самоуправления были ком­муны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные советы получили право избирать своего главу — мэра. Однако и он сохранял двойственное положение, являясь одновременно представителем прави­тельства и главой местной исполнительной власти. Централь­ная администрация часто использовала право отстранения мэров от должности и роспуска муниципальных советов.

Правящие круги Третьей республики, напуганные Па­рижской коммуной, установили особую систему муниципаль­ного управления для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров — Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Па­риже была сосредоточена в руках префекта полиции и пре­фекта департамента Сены. Префект полиции не только от­вечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
  3. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
Какими чертами характеризуется политическое развитие третьей республики?
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here