Как обжаловать решение призывной комиссии в России?

Просто о сложном на тему: Как обжаловать решение призывной комиссии в России? с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования.

Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию – призывную комиссию субъекта РФ – производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не даётся;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не даётся;
  • суть жалобы;
  • личная подпись и дата.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.

Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.

Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).

В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» — тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.

Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Судебный порядок обжалования.

Порядок оспаривания актов управления в суде определён Гражданским процессуальным кодексом РФ (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 25) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Ст. 254 ГПК РФ позволяет оспорить в суде решение, действие (бездействие) не только органа государственной власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва – медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва – заседании призывной комиссии: решения призывной комиссии;
  • решение о присвоении первого воинского звания рядового и действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва);
  • иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

Практика показывает, что, несмотря на установленный ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.

Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.

Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд45. Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, – со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.

Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.

В заявлении должны быть указаны:

  • Наименование суда, в который подаётся заявление;
  • Наименование истца46 (фамилия, имя, отчество), его место жительства, а если заявление подаётся представителем – его наименование и адрес;
  • Наименование ответчика, его место нахождения. Если оспаривается решение о призыве призывника, то ответчиком является орган, вынесший решение – призывная комиссия. Её адрес теоретически должен указываться в нормативном акте, определяющем структуру и состав призывной комиссии конкретного субъекта РФ. Если в указанном акте адрес не указывается, то адрес призывной комиссии соответствует адресу органа местного самоуправления, в пределах которого комиссия осуществляет деятельность, либо адресу, по которому фактически проводятся заседания призывной комиссии. Ответчиком по заявлению об оспаривании заключения врача-специалиста или врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является соответствующий врач (как должностное лицо, т.е. тот врач, который занимает указанную должность в настоящий момент, независимо от того, что оспариваемое заключение могло быть вынесено его предшественником). Его адрес должен соответствовать адресу осуществления военно-врачебной экспертизы;
  • В чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца. Нарушение, если мы говорим об оспаривании решения о призыве, заключается в непредоставлении гражданину освобождения или отсрочки от призыва на военную службу при наличии у гражданина права на освобождение (отсрочку), либо в незаконном (по причине несоблюдения процедуры принятия решения) наложении на гражданина обязанности проходить военную службу;
  • Требования истца. Типовыми для заявлений об оспаривании решений о призыве являются требования о признании незаконным и отмене оспариваемого решения. Дополнительно можно потребовать обязать ответчика совершить какие-либо действия, вынести какие-либо решения (например, решение об освобождении гражданина от призыва и зачислении в запас). Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд не связан требованиями заявителя. Признав заявление обоснованным, он принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Так, если призывник просит признать незаконным и отменить решение о призыве в связи с наличием оснований для предоставления освобождения или отсрочки от призыва на военную службу, то он должен указать в тексте заявления на эти обстоятельства (заболевание, обучение, семейное положение и пр.), а также на документы, подтверждающие эти обстоятельства. Копии документов должны быть приобщены к заявлению. К заявлению должен быть также приобщён комплект документов для ответчика и третьего лица (столько дополнительных комплектов, сколько ответчиков и третьих лиц), если у них копии этих документов отсутствуют. Если копии документов есть у ответчика, истец должен указать это в заявлении. Если документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, у истца нет, то он вправе обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств в порядке ст. 57 ГПК РФ. В ходатайстве истец должен указать, где находятся документы (если документы приобщены к личному делу призывника, то целесообразно ходатайствовать об истребовании всего личного дела, находящегося в военном комиссариате, наименование и адрес которого надо указать в ходатайстве) и по каким причинам он не смог самостоятельно получить эти документы. Ходатайство об истребовании доказательств прилагается к заявлению об оспаривании или включается в его текст;
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов. Перечень таких документов даёт ст. 132 ГПК РФ. Так, к заявлению должны быть приобщены:
Читайте так же:  Отпуск за ненормированный рабочий день

— его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 200 рублей;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, предусмотренном ст. 53 ГПК РФ;

— как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
  • Подпись истца (или его представителя, если тот наделён полномочиями на подписание заявления и предъявление его в суд).

Установленный ст. 257 ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.

В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.

В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга

Заявитель: _________________________, зарегистрированный по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________

Заинтересованное лицо: Призывная комиссия МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________

Заинтересованное лицо: Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, __________________________: Санкт-Петербург, ______________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»

и заключений врача, руководящего работой

по медицинскому освидетельствованию граждан,

подлежащих призыву на военную службу

Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.

  1. Я, _______________, «___» ___________ 20___ года был обследован в __________________. По результатам обследования у меня было обнаружено заболевание: _______________. Указанное заболевание в соответствии со ст. ______ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания меня ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу.
  2. А) В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование. Таким образом, медицинское освидетельствование является элементом (входит в состав) такого комплексного мероприятия, как призыв на военную службу. Б) Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Поскольку призыв осуществляется в строго установленные законом сроки, то и все его составляющие могут проводиться только в эти сроки. Только в эти сроки может проводиться и медицинское освидетельствование. В) Медицинское освидетельствование в отношении меня было проведено «___» ____________ 20___ года, т.е. не в установленные законом сроки. Результаты освидетельствования, проведённого за рамками установленных законом сроков, ничтожны.
  3. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объёме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Сведения о результатах исследований, согласно п. 8 вышеназванной Инструкции, записываются в разделе II учётной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (указанные карты хранятся в личном деле призывника). Указанные диагностические мероприятия в отношении меня не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать меня «___» ______________ 20___ года, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными.
  4. Согласно ст. _____ Расписания болезней, по категории годности «Б» освидетельствуются только граждане, подлежащие призыву на военную службу, страдающие следующими заболеваниями: «___________________________». При постановке заключения о годности к военной службе у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не было сведений о том, что я страдаю указанными заболеваниями. Учитывая, что в силу ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на должностное лицо, это решение принявшее, считаю необходимым затребовать у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, медицинские сведения, которыми он руководствовался, вынося заключение о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями.
  5. Врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были юридически связаны диагнозом заболевания, представленным мною на медицинское освидетельствование. Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость. Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом-_____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении по направлению призывной комиссии, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение). Согласно же преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о годности к военной службе даёт не организация, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист. При этом врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, наделены распорядительными полномочиями (выражающимися в вынесении заключения о годности к военной службе, предопределяющего содержание решения призывной комиссии, членом которой является врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу) в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (призывников). Таким образом, согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ, они являются должностными лицами. Будучи должностными лицами, они не является предпринимателями. Следовательно, они не могут оказывать медицинские услуги. Если врач-специалист-_____________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, прежде, чем дать заключение о годности, поставили мне диагноз заболевания, то они вышли за рамки своих полномочий.
  6. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сомнений в достоверности диагноза «_______________», правильности его постановки и т.п. не давало ему полномочий освидетельствовать меня по не обнаруженным у меня заболеваниям. В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», невозможность дать заключение о годности к военной службе на месте является основанием для направления призывника на обследование, в рамках которого был бы определён диагноз заболевания, которое у меня присутствует. В том случае, если по результатам обследования был бы опровергнут диагноз, поставленный мне в __________________, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имел бы основания для вынесения заключения о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия – для вынесения решения о призыве меня на военную службу. Таким образом, именно направление на обследование является единственным предусмотренным законом средством опровержения недостоверных диагнозов в условиях ненаделённости врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по постановке диагноза. Мне направление на обследование не было дано, при этом врачи либо ошиблись с квалификацией заболевания, неправомерно освидетельствовав меня по не применимой ко мне статье Расписания болезней, либо неправомерно поставили мне новый диагноз и освидетельствовали в соответствии с ним.
  7. А) Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частное с общим, военно-врачебная экспертиза также подлежит лицензированию. Б) Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности гражданина к военной службе определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена. Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы – деятельности, осуществление которой требует лицензирования. В) Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, теми же полномочиями обладает врач-специалист. Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист-___________ осуществляют военно-врачебную экспертизу – деятельность, осуществление которой требует лицензирования. Г) Обозначенные ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врача-специалиста-____________ в квалификации имеющихся у меня заболеваний вызывают сомнения в компетентности врачей требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Поскольку ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны представить суду лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
  8. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку в соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на принявшее его должностное лицо, считаю необходимым истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания.
  9. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей-специалистов. Согласно той же норме, персональный состав врачей — специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Мне не известно, занимал ли ___________________ должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую он занимал на момент назначения на занимаемую должность.
Читайте так же:  Налоги на зарплату

Тексты оспариваемых актов – заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии – мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.

На основании изложенного

ХОДАТАЙСТВУЮ:

  1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения реализовывать решение о моём призыве на военную службу до вступления в законную силу решения суда;
  2. Истребовать от отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по ______________скому району (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
  3. Истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ______________, диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста, лицензию на осуществление медицинской деятельности, документ, подтверждающий наличие у него специального звания, а также сведения о том, занимал ли он должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение __________________ (Санкт-Петербург, _______________________), представив на экспертизу _______________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?

ПРОШУ:

  1. Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» _______________ 20___ года о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями;
  2. Признать незаконным решение призывной комиссии МО «__________________» от «___» ______________ 20___ года о призыве меня на военную службу.

Приложение:

    • Копия настоящего заявления – 2 экз.;
    • Квитанция оплаты госпошлины;
    • Копия медицинской справки _______________ — 3 экз.;
    • Копия заявления о выдаче копии оспариваемых актов – 3 экз.;
    • Копия описи вложения в ценное письмо – 3 экз.;
    • Копия повестки военного комиссариата – 3 экз.

    «___» ___________ 20___ года________________/_______________

    Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.

    Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.

    Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

    Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ – прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры – прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.

    В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.

    45 Информация правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» о том, что срок обращения в суд равен одному месяцу (Виленская Е.Ю., Полякова Э.М., Подольский С.А. Указ. соч. С. 69), не соответствует законодательству (см. ст. 256 ГПК РФ).

    46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 февраля 2009 года № 2 именует стороны производства по делу, рассматриваемому в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, не истцом и ответчиком, а заявителем и заинтересованным лицом соответственно.

    • Воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту
    • Конституционные основы призыва на военную службу
    • Время проведения и содержание призыва
    • Граждане, призываемые на военную службу
    • Органы, осуществляющие призыв
    • Продолжительность военной службы
    • Явка на мероприятия, связанные с призывом
    • Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учёту
    • Розыск «уклонистов». Профилактика недобровольной явки
    • Медицинское освидетельствование
    • Медицинское обследование по направлению призывной комиссии (военного комиссара)
    • Призывная комиссия субъекта РФ
    • Отправка к месту прохождения военной службы
    • Отсрочка от призыва | порядок предоставления отсрочки от призыва
    • Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения
    • Отсрочки, предоставляемые в связи с наличием детей
    • Отсрочки, предоставляемые в связи с работой
    • Отсрочки, предоставляемые в связи с обучением
    • «Президентские» отсрочки
    • Альтернативная гражданская служба
    • Обжалование решений призывной комиссии

    • Призыв на военные сборы
    • Выезд за пределы РФ, пребывание за пределами РФ

    Статья 46 Конституции РФ дает право гражданам на обжалование решений, действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается призывных комиссий (далее ПК) муниципального образования, то их решения могут быть оспорены в ПК субъектов РФ и в суде. Направлять обращения можно одновременно в обе инстанции.

    О порядке работы районной ПК

    Военно-Врачебная Комиссия (ВВК) является частью ПК. Ее основные задачи – проводить медицинские обследования и выносить заключения о состоянии здоровья призывника.

    Гражданин проходит медкомиссию, а затем вызывается повесткой на заседание ПК, где ему сообщают о результате. Решение вступает в силу в момент его оглашения, однако это не значит, что призывник после этого ограничивается в праве на свободу передвижения. Иными словами, у него есть время подать жалобу и приостановить исполнение решения.

    Читайте так же:  Доверенность на получение алиментов

    Основания для обжалования

    Какие обстоятельства могут послужить основой для подачи жалобы:

    • нарушено Положение о военно-врачебной экспертизе (ПП РФ № 565), в результате чего неверно определена категория годности к военной службе;
    • отказано в выдаче отсрочки по учебе;
    • отказано в выдаче отсрочки по семейному положению (уход за близкими и др.);
    • вручена повестка на отправку в войска при наличии вышеперечисленных оснований для отсрочки.

    Внимание! Важно понимать, что многократное оспаривание результатов заседания без законных оснований может послужить причиной для обвинения гражданина в уклонении от воинской службы. За этим следует серьезное наказание, которое определено ст. 328 УК РФ.

    Если несение воинской службы противоречит моральным или религиозным принципам призывника, он вправе подать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы.
    Так или иначе, большинство претензий связано с нарушениями работы медкомиссии. Ознакомиться подробнее с порядком предоставления отсрочки можно изучив ст. 24 Федерального Закона № 53.

    Как действовать призывнику

    Гражданин может выражать свое несогласие с вердиктом без составления письменной заявки. Это можно сделать во время оглашения результата на заседании ПК, оставив пометку в протоколе. Этот метод неэффективен ввиду невозможности формулирования сути претензии и предоставления доказательных документов, указывающих на неправомерность решения.

    Именно поэтому рациональнее обращаться в вышестоящую инстанцию и в суд уже после оглашения вердикта.

    Внимание! В случаях с нарушениями, произошедшими при медицинских обследованиях, обращение с претензией только на ВВК (но не на решение ПК) не приостанавливает реализацию постановления ПК.

    Обращение в судебные органы предполагает приложение копии вердикта призывной комиссии. Военный комиссар обязан вручать или высылать этот документ по письменному требованию призывника согласно п. 6 ст. 28 ФЗ № 53.

    Образец заявки на предоставление копии вердикта

    Военный комиссариат обязан вручить или отправить почтой выписку из протокола не позднее, чем через 5 дней с момента обращения.

    Как обжаловать решение призывной комиссии в России?? 123

    Если требование было проигнорировано, к жалобе в областную призывную комиссию прилагается копия повестки для отправки в войска.

    Как оформить и подать заявление в ПК субъекта

    Порядок обжалования определен ФЗ № 59. Законодательные акты не устанавливают жестких требований к оформлению документа. Поэтому он составляется в свободной форме, с обязательным указанием некоторых реквизитов.

    Содержание:

    • ФИО военного комиссара соответствующего субъекта РФ;
    • ФИО отправителя. Анонимные обращения не рассматриваются;
    • контактные данные заявителя, в частности, его почтовый адрес для ответа;
    • суть жалобы;
    • дата написания, подпись и ее расшифровка.
    Подтвердить основания для обращения можно приложив к заявлению соответствующие копии документов и материалов. Рассмотрение обращений любого типа производится без уплаты пошлин.

    Сроки подачи и рассмотрения

    Пунктом 7 ст. 28 ФЗ № 53 определен трехмесячный срок для обжалования вердикта ПК со дня его вынесения. Этим же законом ограничено время на рассмотрение обращения – 5 дней с момента подачи. Реализация решения во время рассмотрения приостанавливается.

    Способы отправки

    Для подачи заявления можно воспользоваться одним из двух способов:

    • лично в канцелярию военкомата. В этом случае понадобятся два экземпляра, один из которых должен остаться у призывника. Важно попросить работника канцелярии поставить штамп на оставшуюся у заявителя копию (входящий номер, дата и роспись ответственного за прием заявлений лица);
    • по почте. Следует отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении. При наличии дополнительных документов (доказательств) необходимо воспользоваться описью вложения. Так можно снизить шансы потери корреспонденции до минимума, а также удостовериться в том, что письмо дошло до адресата.

    Областной военный комиссариат

    Полномочия этого органа определяет ст. 29 ФЗ № 53. В их число входит рассмотрение претензий на постановления ПК муниципального образования, а также контрольное медицинское освидетельствование (КМО) граждан, подавших такие заявления.

    После рассмотрения жалобы гражданину высылается повестка на КМО. Во время прохождения освидетельствования следует сообщать врачам о проблемах со здоровьем, ссылаясь на медицинские справки и материалы, которые это подтверждают. В отдельных случаях КМО не может сформировать медицинское заключение и направляет призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза.

    В итоге комиссия областного военкомата может отреагировать следующим образом:

    • подтверждает годность к несению военной службы. В личном деле призывника появляется соответствующая запись;
    • отменяет постановление, данное районным военкоматом. Призывника вызывают на повторный медосмотр, чтобы вынести заключение, учитывая новые обстоятельства.
    • бездействует или уклоняется от рассмотрения обращения.

    Вердикт ПК субъекта РФ может быть оспорен в судебных органах. Это приостанавливает исполнение решения до того, как постановление суда вступит в законную силу. Кроме того, существует возможность обжаловать действия отдельных членов комиссии.

    Обжалование в суд

    Призывник или его доверенное лицо вправе жаловаться сразу в суд, в обход других инстанций. Глава 22 КАС РФ устанавливает порядок подачи таких обращений. В частности, ст. 218 КАС РФ указывает на право граждан оспаривать любые незаконные действия районной и областной комиссий, их должностных лиц и служащих.

    Какие действия подлежат обжалованию в суде:

    • предпринятые в течение первой фазы призыва – медосмотре;
    • предпринятые во второй фазе – заседании ПК;
    • решение присвоить первое воинское звание рядового;
    • другие незаконные действия, связанные с призывом.

    Как оформить и подать исковое заявление

    Подать иск можно в местный районный суд. Заявление составляется в 3 экземплярах. Один из них останется у призывника с пометкой о подаче в суд, второй будет направлен ответчику, а третий останется в судебном органе.[1]

    Какие сведения указываются в документе:

    • наименование суда;
    • ФИО истца, адрес места жительства (при подаче представителем указываются его данные);
    • наименование ответчика и его местонахождение. Это может быть адрес военкомата, в котором комиссия, проводя свое заседание, вынесла незаконное решение. Если обжалованию подлежит заключение врача (Как написать жалобу на врача), то он является ответчиком как должностное лицо, а в качестве адреса указывается место прохождения освидетельствования;
    • суть нарушения. В данном случае она заключена в отказе от предоставления законного права на отсрочку или освобождение от призыва;
    • требования истца. Здесь уместно потребовать у суда признать незаконность постановления ПК, а также требовать его отмены;
    • основания, на которых выдвигаются требования (см. раздел «Основания для обжалования»). В тексте нужно указать на прикрепленные документы (доказательства), которые подтверждают основания. Если ответчик располагает копиями таких документов, это следует обозначить. Ст. 57 ГПК РФ дает право истцу обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательных материалов. В нем необходимо указать местоположение требующихся документов, а также причины, по которым истец не смог их получить.

    Рекомендуется также составить ходатайство о приостановлении исполнения вердикта ПК, так как не всегда это происходит автоматически.[2]

    Внимание! Призывная комиссия в момент принятия решения юридически связана с заключением врача-специалиста. Именно оно, а не конкретное заболевание, выступает в роли основания для выдвижения вердикта об отсрочке или освобождении. Поэтому, обжалование вердикта ПК следует сопрягать с оспариванием заключения ВВК.

    Срок рассмотрения заявления судебным органом составляет 10 дней с момента его регистрации в соответствии со ст. 251 ч.1 ГПК РФ. Однако суд обладает полномочием назначения выходящей за эти рамки срока даты предварительного заседания.

    Образец

    Документ может использоваться в качестве образца при составлении искового заявления.

    Обращение в прокуратуру

    Призывник может обратиться с заявлением на имя районного или гарнизонного прокурора с требованием внести представление об устранении нарушений закона. Такое обращение по закону не может приостановить исполнение оспариваемых решений ПК, поэтому направлять заявление в военную прокуратуру следует одновременно с обжалованием в других инстанциях, указанных выше.

    Если в действиях ПК или работе военкомата выявлены факты несоблюдения закона, прокурором вносится соответствующее представление в орган, полномочный устранить нарушения. Рассмотрение представления осуществляется в срочном порядке и в течение одного месяца со дня его внесения нарушения должны быть устранены.

    Законодательная база

    Порядок обжалования регулируется следующими законодательными актами:

    • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017);
    • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015);
    • ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.05.2017);
    • ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ.

    Инструкция

    В 2014 году в закон внесены поправки, позволяющие выдавать вместо военного билета справку, которую часто называют «справкой уклониста», гражданам, признанным призывной комиссией (ПК) «не прошедшими военную службу без наличия на то законных оснований». Выдача справки влечет такие правовые последствия, как, например, запрет занимать должности государственной и муниципальной службы в течение 10 лет.

    Любой гражданин вправе обжаловать в судебном порядке решение призывной комиссии о  признании его не прошедшим военную службу без наличия на то законных оснований.

    И если бывший призывник проживал по месту жительства, официально работал или учился, но при этом не получал повесток от военного комиссариата, то шансы на выигрыш иска  в суде у него  высоки. Верховный Суд России неоднократно разъяснял, что именно на военный комиссариат возлагается обязанность надлежащим образом осуществлять мероприятия, направленные на организацию призыва на военную службу – в том числе своевременно и лично вручать под расписку повестки гражданам. Иными словами, если призывнику не вручили повестку и не призвали в армию по вине чиновников, то гражданин не должен испытывать какие-либо негативные последствия.

    Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» подготовила правовую инструкцию для самостоятельного обжалования гражданами выдачу им «справки уклониста» в судебном порядке. Мы, Правозащитная инициатива «Гражданин и Армия», адаптировали данную инструкцию для тех, кто собирается подавать иск в суд в Москве.

    Инструкция по обжалованию в суд Москвы решения о выдаче справки вместо  военного билета

    Призывная комиссия вынесла заключение о признании вас гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Ваши действия:

    1. Получите копию решения (заключения) призывной комиссии в военном комиссариате

    Вам необходимо подать в военный комиссариат заявление о выдаче копии решения призывной комиссии (образец заявления). В прилагаемом образце необходимо заполнить недостающую информацию: наименование и адрес военного комиссариата, а также ваши персональные данные – фамилию, имя и отчество, адрес, контактный телефон.

    Распечатайте готовое заявление в двух экземплярах и подайте в отдел делопроизводства военного комиссариата – на одном экземпляре вам поставят отметку о принятии (он останется у вас, как подтверждение подачи заявления), а второй экземпляр останется в военном комиссариате.

    1. Подайте административный иск в суд

    Определитесь, в какой суд обращаться

    В первую очередь вам необходимо определиться с выбором суда. Административное исковое заявление может быть подано в районный суд, как по месту жительства административного истца (призывника), так по месту нахождения административного ответчика – призывной комиссии (ч.1 ст.22 и ч. 3 ст.24 КАС РФ). Проще всего определить подсудность дела по адресу своего места жительства через модуль на портале Судов общей юрисдикции города Москвы.  

    Оплатите государственную пошлину

    Для подачи административного искового заявления необходимо уплатить в бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей. На портале Судов общей юрисдикции г. Москвы есть приложение «Калькулятор госпошлины» для формирования квитанции.

    Подготовьте административное исковое заявлении

    Заполните административное исковое заявление по образцу, размещенному в конце текста (приложение 2). В заявлении необходимо заполнить недостающие данные (и  ваши личные данные,  и данные административного ответчика — призывная комиссия,  и заинтересованного лица — военный комиссариат).

    Читайте так же:  Минимальный размер алиментов на ребенка и прожиточный минимум

    Вам нужно указать адрес, номера телефона и факса, а также адреса электронной почты военкомата и призывной комиссии. Указание наименования госорганов и их адресов обязательно, однако, к примеру, если вам неизвестен их факс или email, то сообщите об этом суду, указав, что «сведения о номерах факсов и адресах электронной почты административного ответчика и заинтересованного лица неизвестны».

    Наконец, в иске четко изложите все фактические обстоятельства. Обратите внимание, что правовая позиция уже подготовлена юристами правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» – в ней есть ссылки не только на актуальное законодательство, но и практику Верховного Суда Российской Федерации, которая позволит вам убедить суд встать на вашу сторону.

    Распечатайте административное исковое заявление в 4 экземплярах и приложите к нему копии следующих документов:

    1. Квитанцию об уплате государственной пошлины;
    2. Копию выписки из протокола заседания призывной комиссии, которую вы получите в военном комиссариате в 3 экземплярах.

    В итоге у вас должен получиться следующий набор документов:

    • 1 комплект для суда (иск + госпошлина + копия выписки из протокола заседаний призывной комиссии);
    • 2 комплекта для административного ответчика и заинтересованного лица (иск + копия выписки из протокола заседаний призывной комиссии);
    • 1 экземпляр административного иска (на нем вы поставите отметку о принятии в суде)

    Оригиналы документов предоставляются для обозрения только на судебном заседании

    Подача иска в суд

    Как правило, в суде приемная (экспедиция) работает с 09 до 18 часов. Нужно подать через приемную административное исковое заявление (все три комплекта). Не забудьте получить ваш экземпляр с отметкой о принятии – сотрудник аппарата суда обязан указать в ней фактическую дату подачи иска.

    Также административный иск можно подать путем  отправления почтой заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронном виде через специальный раздел на сайте суда – «Подача процессуальных документов в электронном виде» (для этого у вас должна иметься учетная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или, иными словами, авторизированный аккаунт в Госуслугах).

    Административное исковое заявление подается в трёхмесячный срок с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В вашем случае —  с момента вынесения заключения призывной комиссии, если гражданин  присутствовал на заседании (ч.1 ст.219 КАС РФ). Если вы пропустите срок, то его можно будет восстановить только при наличии уважительных причин, приложив соответствующее ходатайство к иску.

    1. Рассмотрение дела в суде

    После того, как вы подадите административный иск в суд, в соответствии со статьей 127 КАС РФ в течение трёх дней со дня поступления иска в суд будет вынесено определение о принятии административного искового заявления к производству суда, после чего будет назначена дата предварительного судебного заседания (досудебной подготовки, беседы).

    На досудебной подготовке представитель ответчика и заинтересованного лица должен будет представить в суд отзыв (возражения) на иск, а также заверенную копию личного дела призывника. Следует сделать копии этих документов и направить их нашему юристу на  адрес электронной почты [email protected] с пометкой «Иск по справке-уклониста». Юрист подскажет, нужно ли вам уточнять иск, подготовить дополнительные объяснения в письменной форме к дате рассмотрения дела по существу.

    В случае, если суд удовлетворит ваши требования, то после вступления решения суда в законную силу, вам будет необходимо повторно обратиться в военный комиссариат с требованием провести заседание призывной комиссии, по результатам которого вас зачислят в запас и выдадут военный билет.

    Если суд примет решение не в вашу пользу, то после вручения копии решения суда, присылайте его нам на адрес электронной почты [email protected] с пометкой «Иск по справке-уклониста», наш юрист поможем подготовить апелляционную жалобу. Ее нужно будет подать в течение 30-ти дней после даты вынесения решения.

    Инфографика

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Приложение:

    1. Образец заявления о выдаче копии решения призывной комиссии в военный комиссариат:

    Военный комиссариат _указать наименование военного комиссариата_ г. Москвы
    Адрес: ______________________________
    от _ФИО призывника_
    Адрес: ______________________________
    Телефон: ____________________________

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    о выдаче решения (заключения) призывной комиссии

    Я, ФИО, __.__.19__ года рождения, состою на воинском учете в Военном комиссариате _наименование военного комиссариата_ г. Москвы (далее – военный комиссариат).

    __ ___________ 20___ года призывной комиссией _наименование призывной комиссии_ в отношении меня вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных основания, о котором мне стало известно вариант: 1) на заседании призывной комиссии; 2) ДД.ММ.ГГГГ, когда я обратился в военный комиссариат за выдачей мне военного билета.

    На основании пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

    ПРОШУ:

    выдать мне на руки выписку из протокола заседания призывной комиссии _наименование призывной комиссии_ от __.__.20__ года, на котором в отношение меня, ФИО, было принято заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных основания и решение о зачислении в запас.

    _________________ _________________
    дата подпись

    2. Образец административного искового заявления об обжаловании решения (заключения) призывной комиссии:

    N-ский районный суд г. Москвы
    Адрес: ________________________________
    Административный истец:
    ФИО полностью: _____________________
    Дата и место рождения: _______________
    ____________________________________
    Адрес регистрации: ___________________
    Телефон: ____________________________
    Адрес электронной почты: _____________
    Факс отсутствует
    Административный ответчик:
    Призывная комиссии (указать наименование призывной комиссии)
    Адрес: ________________________________
    Заинтересованное лицо:
    Военный комиссариат _указать наименование военного комиссариата_ Санкт-Петербурга
    Адрес: ________________________________
    Сведениями о номерах телефонов, факсов и адресах электронной почты административного ответчика и заинтересованного лица неизвестны

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
    Я, ФИО, __.__.19__ года рождения, состою на воинском учете в Военном комиссариате _наименование военного комиссариата_ г. Москвы (далее – военный комиссариат).
    В период с __.__.20__ по__.__.20__ года я обучался в _наименование учебного заведения_, в связи с чем мне была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

    С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент я проживал и продолжаю проживать по адресу регистрации, кроме того, официально трудоустроен в __наименование места работы_.

    С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста я каких бы то ни было повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал.

    __ ___________ 20___ года призывной комиссией _наименование призывной комиссии_ (далее – призывная комиссия) в отношении меня вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований (далее – обжалуемое решение, решение призывной комиссии) и решение о зачислении в запас.

    С решением (заключением) призывной комиссии я не согласен, считаю его незаконным, нарушающим мое право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

    Выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, следовательно, обжалуемым решением фактически ко мне применяются ограничения в правах (пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

    В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также – Федеральный закон № 53-ФЗ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение).

    В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

    Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

    Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования — на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

    Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

    В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

    Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

    На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

    На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

    В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

    Читайте так же:  Записаться в паспортный стол через интернет

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

    В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

    Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

    Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

    Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

    В свою очередь законодательством также установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

    Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2017 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», как препятствующий принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

    Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

    Следовательно, федеральный законодатель ставит в зависимость принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы.

    Гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2018 года №4-КГ18-7; от 6 июля 2018 года № 89-КГ18-5; от 8 июня 2018 года № 26-КГ18-8; от 8 июня 2018 года № 89-КГ18-3; от 2 марта 2018 года № 85-КГ17-39; от 2 марта 2018 года № 4-КГ17-79; от 15 апреля 2018 года № 32-КГ17-41.

    Как усматривается из материалов личного дела призывника, с __.__.20__ года (дата окончания отсрочки) по __.__.20__ года (дата достижения административным истцом возраста 27 лет) в отношении меня военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата мне не направлялись.

    Таким образом, я не прошел военную службу по призыву по независящим от меня причинам. Доказательства обратного, в соответствии с требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ, должны быть представлены в суд административным ответчиком.

    ХОДАТАЙСТВО:

    Ходатайствую перед судом об истребовании из военного комиссариата _наименование военного комиссариата_ г. Москвы  (_адрес_) надлежащим образом заверенной копии всего личного дела ФИО, __.__.19__ года рождения, для приобщения к материалам административного дела, поскольку указанное доказательство позволит установить юридически значимые обстоятельства для административного дела, в частности, факт отсутствия извещения меня о необходимости явки в военный комиссариат

    Руководствуясь пунктом 9 части 2 статьи 220 КАС РФ, сообщаю суду, что в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалобы по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавались.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 1, 218, 226, 227 КАС РФ, а также пунктом 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»,

    ПРОШУ:

    1. Признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии наименование призывной комиссии_ от __ ___________ 20___ года о признании ФИО, __.19__ года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;
    2. Обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении ФИО в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.

    ПРИЛОЖЕНИЯ:

    1. Квитанция об уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
    2. Копия административного искового заявления – в 2 экземплярах;
    3. Копия выписка из протокола заседания призывной комиссии от __.20__ года – в 3 экземплярах.
    _________________ _________________
    дата подпись

    Дистанционное обслуживание

    Нижний Новгород Казань Челябинск Омск Самара Ростов-на-Дону Уфа Пермь Волгоград

    А

    Альметьевск Ангарск Арзамас Армавир Артем Архангельск Астрахань Ачинск

    Б

    Балаково Балашиха Барнаул Батайск Белгород Бердск Березники Бийск Благовещенск Братск Брянск

    В

    Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжский Вологда

    Г

    Грозный

    Д

    Дербент Дзержинск Димитровград Домодедово

    Е

    Евпатория Елец Ессентуки

    Ж

    Железнодорожный Жуковский

    З

    Златоуст

    И

    Иваново Ижевск Иркутск

    Й

    Йошкар-Ола

    К

    Казань Калининград Калуга Каменск-Уральский Камышин Каспийск Кемерово Керчь Киров Кисловодск Ковров Когалым Коломна Комсомольск-на-Амуре Копейск Королёв  Кострома Красногорск Курган Курск Кызыл

    Л

    Липецк Люберцы

    М

    Магнитогорск Майкоп Махачкала Миасс Мурманск Муром Мытищи

    Н

    Набережные Челны Надым Назрань Нальчик Находка Невинномысск Нефтекамск Нефтеюганск Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новокуйбышевск Новомосковск Новороссийск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Уренгой Ногинск Норильск

    О

    Обнинск Одинцово Октябрьский Омск Орёл Оренбург Орехово-Зуево Орск

    П

    Пенза Первоуральск Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Подольск Прокопьевск Псков Пушкино Пятигорск

    Р

    Раменское Ростов-на-Дону Рубцовск Рыбинск Рязань

    С

    Салават Самара Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Северск Сергиев Посад Серпухов Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сызрань Сыктывкар

    Т

    Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула

    У

    Улан-Удэ Ульяновск Уссурийск Уфа

    Х

    Хабаровск Ханты-Мансийск Хасавюрт Химки

    Ч

    Чебоксары Челябинск Череповец Черкесск Чита

    Ш

    Шахты

    Щ

    Щёлково

    Э

    Электросталь Элиста Энгельс

    Ю

    Южно-Сахалинск

    Я

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Якутск Ярославль

    Источники:

    1. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
    2. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
    3. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
    Как обжаловать решение призывной комиссии в России?
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here