Инструкция о предоставлении результатов орд

Просто о сложном на тему: Инструкция о предоставлении результатов орд с объяснением простыми словами. Если что-то не понятно, то вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, предоставляет результаты ОРД в целях их последующего использования в уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее — Инструкция). Данный межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении следующего комплекса документов.

1. Постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд, наличие которого предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД и п. 10, 11 приложения 2 к Инструкции.

Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела. Данное постановление позволяет представить результаты ОРД для их проверки дознавателем, органом дознания, следователем и судом и принятия ими процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к материалам уголовного дела.

Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания вынесения постановления.

Описательная часть базируется на требованиях закона и подзаконных ведомственных актов (ст. 11 Закона об ОРД, п. 10 Инструкции). В ней отражаются следующие данные: в результате каких ОРМ получены материалы, какие конкретно, для каких целей они предоставляются, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению.

Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов. Он должен показать, что результаты ОРД вполне надежны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использования в гласном уголовном процессе.

К предоставляемым результатам ОРД могут прилагаться копии постановлений о проведении отдельных ОРМ: а) проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен: б) оперативного эксперимента (п. 11 Инструкции). Кроме того, при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, должны прилагаться копии решений об их проведении (п. 13 Инструкции).

Пленум Верховного Суда РФ, проанализировав судебную практику в части оценки и использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел, констатировал, что результаты ОРМ, связанные с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь в том случае, если на их проведение получено разрешение суда и они проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

2. Рапорты об обнаружении признаков преступления или сообщении о результатах ОРД (п. 7 Инструкции)1В соответствии с ч. 2 ст. 474 УИК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом, а также в рукописном виде.. К указанным документам могут прилагаться полученные в ходе ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты, видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественным доказательством.

Читайте так же:  Как определить есть ли у человека судимость?

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется оперативным сотрудником и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Процедура предоставления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: 1) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей; 2) оформление необходимых документов на фактическую передачу результатов ОРД.

Поскольку предоставляемые материалы в последующем приобщаются к уголовному делу, к ним предъявляются особые требования с точки зрения сохранения в тайне источников и методов их получения. Такие материалы могут быть несекретными, либо рассекреченными, либо передаваться с соблюдением правил обращения с соответствующими документами.

3. Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (п. 15 Инструкции), на основании которых рассекречиваются сведения, содержащиеся в материалах, отражающих результаты ОРД. В иных случаях данные результаты пред оставляются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне» обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам власти, предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 27) является наличие у них допуска или лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Сопроводительные документы на фактическую передачу результатов (пересылку по почте, передачу нарочным и т.п.) оформляются в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

При пересылке и передаче материалов оперативными сотрудниками должны приниматься необходимые меры по их сохранности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.).

Порядок предоставления результатов ОРД упрощается, если предметы и документы подучены в ходе ОРМ, проводимых по поручению следователя, прокурора (суда). Уголовно-процессуальные права следователя на дачу поручений закреплены в п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

При предоставлении результатов ОРД достаточно остро стоит вопрос об обязательности и пределах сообщения следователю сведений о технических характеристиках средств, использующихся при проведении ОРМ. Следует отметить, что без этих сведений обойтись трудно, поскольку применение при осмотре в рамках уголовного дела технических средств с иными характеристиками может привести к искажению фактов и обстоятельств, запечатленных на соответствующих носителях, и, как следствие, возникнут затруднения в определении их значимости для уголовного дела.

Полученные из оперативного подразделения материалы в течение 10 дней, а в неотложных случаях незамедлительно изучаются, анализируются и оцениваются следователем с точки зрения достаточности имеющихся в них данных для возбуждения уголовного дела. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Для принятия решения о возможности их дальнейшего использования следователем также учитываются следующие обстоятельства:

  • наличие данных о том, от кого документ исходит и каким образом он приобщен к материалам уголовного дела (сопроводительное письмо, рапорт, протокол и т.п.);
  • наличие в документах обязательных реквизитов и подписей уполномоченных лиц;
  • указание на источник и обстоятельства получения зафиксированных данных;
  • насколько полно задокументированы отдельные эпизоды преступления; особенное внимание обращается на наличие основания к возбуждению уголовного дела;
  • достаточно ли собранных материалов для проведения расследования.
Читайте так же:  Знак конец одностороннего движения

Материалы передаются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в различные следственные территориальные органы с учетом требований к подследственности, предусмотренных

ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Существенная роль в расследовании преступлений отводится следователям Следственного комитета РФ.

Дальнейшее использование результатов ОРД для возбуждения уголовного дела и производства предварительного следствия осуществляется по совместному плану, утвержденному руководителями органа дознания и всесторонне оценивают собранные материалы и определяют порядок и направления их использования.

В системе МВД России взаимодействие оперативного сотрудника со следователем в процессе раскрытия и расследования преступлений регламентируется ведомственными подзаконными актами.

В случае невозможности использования результатов ОРД следователь возвращает материалы с подробным обоснованием причин такого решения, которые могут излагаться письменно в виде справки. При этом он указывает факты, обстоятельства, которые необходимо дополнительно проверить, и документы, которые нужно истребовать. Если начальник оперативного аппарата не согласен с решением следователя, все материалы с его возражениями в письменном виде направляются начальнику вышестоящего органа предварительного следствия.

Если решение об использовании результатов ОРД принимается, то решаются также вопросы недопустимости разглашения сведений о времени и месте проведения ОРМ, силах и средствах, задействованных при их проведении, и т.п. В ряде случаев на стадии возбуждения уголовного дела с частью оперативной информации могут быть ознакомлены руководители следственных подразделений, следователи, которым непосредственно предстоит расследовать преступление.

Главная задача оперативного сотрудника, получившего указанные результаты ОРД, не только в их своевременном и качественном оформлении, а прежде всего в создании предпосылок для их надлежащей легализации или трансформации в доказательства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Правовой основой представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд является Конституция РФ, УПК РФ, ФЗ «Об ОРД» от 12.08.1995 № 144, Инструкция о порядке представления результатов органу дознания, следователю или в суд от 27.09.2013 г.

Результаты ОРД- это сведения, полученные в соотв. с ФЗ «Об ОРД» о признаках подготавливаемого, совершенного преступления и о лицах его совершивших.

Следователи не вправе проводить ОРМ, т.к. не являются суб-ом, м/б заинтересованы в исходе дела.

п. 4 Инструкции: результаты ОРД могут:

  • служить поводом и основанием для ВУД
  • быть использованным для подготовки следственных и судебных действий
  • использоваться в доказывании по уголовным делам.
В соотвествии со ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим кодексом.

ОРМ могут проводиться до возбуждения уголовного дела и представляются в виде:

  • рапорта об обнаружении признаков преступления,
  • сообщения о результатах ОРД.

Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления о представлении результатов ОРД руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя). Оно составляется в 2-х экземплярах, первый экземпляр предоставляется следователю.

Государственный обвинитель должен обращать внимание не является ли данное постановление копией, вторым экземпляром (нужно смотреть оборотную сторону).

п. 10: При представлении результатов ОРД, полученных при проведении: проверочной закупки, контрольной поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа дознания или его заместителем.

п. 12: В случае ограничения конституционных прав граждан прилагаются и результаты ОРД, копии судебных решений.

п. 17: Допускается представления материалов в копиях, выписка. Оригиналы хранятся в ОВД, копии в УД.

п. 14: При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителям органа осуществляющего ОРД (начальником или его заместителям) выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих гос. тайну, и их носителей (примечание № 3)

Читайте так же:  Как правильно составить брачный договор?

п. 16: информация о времени, месте и обстоятельства, получение прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (или рапорте). В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

Смотри также

  • Взаимодействие в процессе расследования преступлений

Видео (кликните для воспроизведения).

Введение

1.

2.

3.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

1. Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.д.).

2. Органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты ОРД, которые могут:

  • служит поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

  • быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

  • использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД могут представляться по инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется отдельными нормативными правовыми актами.

3. Сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при решении вопросов, связанных с предоставлением результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, обязаны руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, устанавливающими поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, доказательства, виды доказательств, порядок собирания и проверки доказательств.

4. Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

Согласно ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, ФЗ об ОРД определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылоч­ный характер. В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме деклариру­ет порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок пе­редачи материалов должен быть определен в ведомственных норма­тивных правовых актах.

В настоящее время такой порядок регламентируется межведом­ственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее – Ин­струкция).

В соответствии с Инструкцией (п. 10) представление результа­тов включает в себя:

– вынесение руководителем ОРО постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

Читайте так же:  Какая сумма прожиточного минимума?

– вынесение, при необходимости, постановления о рассекречива­нии отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

– оформление сопроводительных документов и фактическую пере­дачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Такой порядок представления результатов ОРД не имеет ника­кого уголовно-процессуального значения и не всегда представля­ется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экзем­пляре, подписывается соответствующим руководителем ОРО и при­общается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатур-планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречи­вании соответствующих материалов.

Вместе с тем предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их со­гласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.

В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, кон­фидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рас­секречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, кон­фидентах и участниках оперативного внедрения.

Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении правил конспирации при осуществлении ОРД предоставление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразгла­шения государственной тайны. Это означает также, что органу до­знания, следователю, прокурору или суду может быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы), при­чем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении пре­доставляемой информации с имевшими место реальными событиями.

Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о ли­цах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по зап­росу суда (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД).

В этой связи технические, документальные и другие носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к их расшифров­ке, не подлежат представлению органу дознания, следователю, про­курору и суду. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов.

Исходя из требований норм ФЗ об ОРД, в соответствии с кото­рыми приоритетными являются требования конспирации и безо­пасность участников ОРМ, в Инструкции отмечаются случаи, ког­да результаты ОРД не представляются, если:

– невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве;

– их использование в уголовном судопроизводстве создает реаль­ную возможность расшифровки (разглашения) сведений об ис­пользуемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указан­ные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).

Согласно Инструкции при подготовке и оформлении для пе­редачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд резуль­татов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пе­ресылке их по конкретному адресу (защита от деформации, раз­магничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

Читайте так же:  Как узнать инн воинской части?

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предме­тов и документов, получения видео– и аудиозаписей, кино– и фо­томатериалов, копий и слепков, при этом должно быть приведе­но описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются в опе­чатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводитель­ных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициа­тором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступ­ления приговора в законную силу.

Наряду с оперативно-розыскным следует рассмотреть и уголов­но-процессуальный порядок представления результатов ОРД. При этом следует учитывать, что согласно Инструкции результаты ОРД могут представляться по инициативе ОРО либо при выполнении от­дельных поручений органа дознания, следователя, указания проку­рора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Вместе с тем в УПК РФ (ст. 86) представление материалов в каче­стве способа доказывания и как результат их сбора для приобще­ния к уголовному делу предусматривается только как право подозре­ваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, граждан­ского ответчика и их представителей. Соответственно, для ОРО представление результатов ОРД не может рассматриваться как само­стоятельная форма их сбора и доказывания.

Применительно к деятельности дознавателя, следователя, про­курора и суда сбор доказательств осуществляется в ходе уголовно­го судопроизводства путем производства следственных и иных про­цессуальных действий, предусмотренных УПК РФ. Например, на письменное поручение дознавателя, следователя должен быть дан и письменный ответ, к которому могут быть приложены соответ­ствующие оперативно-служебные документы и материалы.

По смыслу нормы ФЗ об ОРД (ст. 12) дознавателю, следовате­лю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуаль­ных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий. Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные документы, кото­рые после определения их относимости и значимости для уголовного су­допроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Соответ­ственно, такие документы или материалы могут являться приложе­нием к сопроводительному письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к рапорту об обнаружении признаков преступления.

Результаты ОРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных след­ственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК РФ). Такое содей­ствие может выражаться и в форме ознакомления следователя с по­лученной информацией. В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыск­ные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 469;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Инструкция о предоставлении результатов орд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here